Сергей Бирюков. Муза зауми
на сайте «Электронная библиотека Тамбовской области»
Тамбов, 1991. – 32 с.
ПРЕРВЕНЬ МРЯВЫ
Этой книге предшествуют, конечно, не только четыре с лишним десятка лет жизни автора на этой земле. Толкуя заумь в расширительном смысле, можно сказать, что поэт уже по определению За-умник. В узком смысле заумь (в невыявленном виде) существовала со времен Сотворения Мира. XX век оказался серединой времени, его кульминационная точка’ * 199) год. Именно в этом веке заумь выявилась как таковая, одновременно же озлобленные окололитературные люди стали называть заумью вообще все, что не укладывалось в их понимание. Именно в этом году Сергей Бирюков закончил составление двух антологий, одна из которых включила в себя русскую нетрадиционную поэзию за четыре века, а другая — заумную поэзию от древнего фольклора до наших дней. И «по многочисленным просьбам трудящихся» собрал свою книгу.
Назовем имена предшественников поэта: Велимир Хлебников, Елена Гуро, Алексей Крученых, Константин Большаков, Василиск Гнедов, Илья Здаиевич, Игорь Терентьев, Александр Туфанов, Борис Эндер, Александр Введенский, Даниил Хармс, Владимир Казаков, Борис Двинянинов…
Назовем имена современников: Игорь Бехтерев, Ры Никонова, Александр Очеретянский, Генрих Сапгир, Сергей Сигей, Игорь Холин, Владимир Эрль…
Возможно, что высшая форма заумного (на земле) – «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Однако нас не покидает ощущение, что Великое Ничто имеет разные воплощения, как в четырех сторонах Света, так и в двух точках Мира (верх и низ). В данном случае оставляем в стороне дискуссию о заумном, абстрактном и беспредметном.
Рука поэта должна быть забрызгана чернилами.
Насколько мне известно, С. Бирюков пишет перьевой ручкой.
Вертимарюэль Кораблин.
Июнь 1991 года.
«Дятел в арбузинку» –
по определению Елизаветы
опухшие ноги старой березы
склеротический облик сосны
красная ягодка на листке
осины – кровавая слеза
режущая тоска прошлого
ого-го-го!
ОКЛИКАНИЕ ВСЮДУ
Тень
шорох тени
и нет хороших
в шорах
кто хорош?
рошхо рошхо!
Ни те, рох шо,
ни другие
ОДИНОКАЯ СТРОКА
***
Три линии обесцвечены грустью.
***
нет умиранию да
***
сильку мед
***
остибинишверликорнилябинсмит
***
БАЛЕТ
черный треугольник Одилии
***
Ночная строка, ты оди-но-ка
Тина. Видит рыбий глаз
муть. Рутина
Три-четыре, а не раз
Керо Сина.
Остановлен бег.
Стынет мет число.
Метрами-вытрами слег
осень или осло.
Десять небесных камней
Рука летящая
Поворот-профиль
всп. обр. внез.
тян. верет. мер.
стелется
Аве распетое А
Йотом небной дугоЙ
Глоссой золотом драГ
Истиной воль путИ
маливат кузомяга
стри вонзяга
<…> см. PDF
в корнях квадратных
путаница дня
извлечения чистой ночи
влечения стой очи
ич он от сич я нне челв зи
О. Лебедь, поворотившая шею, очер-
ченным тонко глазом смотрящая. ЛЕБЕДЬ!
ТЫ.
Я тебя называю всегда
про себя.
Ты внутри меня точно и ты влюблена и
вошла в меня точно душа в оболочку вошла
и осталась во мне и вместилась
вместе с шелком груди и атласом
бедра. Ты вернулась опять разворотом
тонко разрезанным взором
поцелуем в чакру
КАПЛИ № 1
О слово:
Камень
и
Капля
=
Сиракузы. Мыслительная операция
Перевернутая чашка.
Знак окончания
Великого / / Чаепития.
!
НОЖ остороЖНО прикасается к хлебу.
Надрез.
!
Плечо твое оголенное –
источник / / Света.
= !
Сама царица Ирония / /
без платья
в меру курчавая
легкобедрая…
Что это у нее в руках?
Долька апельсина / /
и долька перца.
!
О провинция, ты строга!
Гы-гы-гы!
Га-га-га!
Ощущаю, как признаки пола, готовность луга.
Ткань яблока рвется на зу-ах!
Ты есть.
Это место отмечено мной.
Здесь пчела собирает пыльцу.
Здесь дрожащее тело пересекает
пространство любви со вздохом,
запасается вечностью,
касается кровеносных стен
В изголовьи Невидимый
оставил Библию
Утренняя покаянная песнь
петуха
В какой-то день июя
глазея и поюя
за вызел зым
высел
(движение губ –
двойное смыкание
и размыкание)
ВНУТРЕННОСТИ ТЕАТРА
Излом ноги. Изгиб шва.
Марионетки боли.
Ниточки, бахромка. Кружева.
Трусики, растекшиеся
на поверхности столика.
В зеркале гладь профиля
груди.
Мельк млика.
Мельк.
<…> см. PDF
<…> см. PDF
А.Е. Крученых / Зудиславль
Так улетал Грандиозарь
Зудивец в зудеса
весь ца
ноговарь
86-68
перепревший корабль
Вертимарюэль Кораблин
улей крин
ПАМЯТИ ДАДА
ДАлекийДА
ДА-ДА
Бретон
Во-да
меланхолическая мышка
тонким сереньким хвостом
задела тонкостенное яйцо
за это следовала вышка
хрустеть у кошки на зубах
АХ!
Тверь Самара-городок
палка о семи концах
лепет детский
чистый ток
век нечистый бьющий в пах
век плечистый малоголовый
отворяющий дырки в небе
в черепной коробке планеты
не замечая что уже раздеты
в предбаннике жиывые
существа
и – в самом деле!
па-да-ет звезда
о где ты где ты
дочернее сыновнее
ДА-ДА
<…> см. PDF
СоЛонка
па-
да-
ю-
ща-
я!
брызга
ми
СМЕНА РОЛЕЙ
(минимальная трагедия)
Юродивый. Борис, Борис, Бо — рис!
Борис. ха-ха-ха! Кризис.
Юродивый. Ступенька. Веник. Пенка!
Борис. Не Окон-чательно! Трогательно!
Гневно?
1990
очарованным и полунищим
кораблем бездны
вращающимся сосудом
трюфелем в мире нао
тригонометрической функцией
лаперсницей возврата
или или или
левой пяткой Сократа
там где звезды гнездо
утаили
пере-
вернутый
ОБРУЧ
… я приносил тебе глагол
и целовал твои ладони,
когда всходило между зол
сухое пламя над водою.
Ты – обнаженное тепло
морской волны солоноватой,
где так от замысла светло
и так от промысла крылато.
Набухший розою январь,
в лучах – сиреневая птица, –
там, где восходит божестварь
и зреет гордая цыплица.