С. Бирюков. И однажды удивиться миру

Комсомольское знамя. – 1987. – 15 ноября.

И ОДНАЖДЫ УДИВИТЬСЯ МИРУ

В картинной галерее открыта областная выставка художников Тамбовщины, посвященная 70-летию октября.

На каждую, новую выставку идешь с надеждой. И хотя за плечами, уже немалый опыт знакомства с работами художников Тамбовщины, каждый раз думаешь, а вдруг сегодня будет не то, что вчера. То есть новая выставка будет необычной, В прежние годы так случалось не часто. Одни и те же работы, одни и те же имена перекочевывали с выставки на выставку. На этот раз можно сказать, что экспозиция составлена в основном из новых произведений, есть и малознакомые авторы. О них главным образом и пойдет речь.

Но прежде несколько общих соображений по поводу того, что вызывает тревогу. Как это ни парадоксально, но беспокойство вызвала безмятежность, какая-то умиротворенность полотен. Это общий тон, если говорить о выставке в целом, с обилием на ней пейзажей, натюрмортов, портретов, где главное – лишь внешнее, фотографическое сходство.

На выставке представлено очень много портретов Г.В. Чичерина – крупного деятеля большевистской партии, наркома иностранных дел Советской республики. Это объяснимо – в Тамбове открывается музей Г.В. Чичерина, имя его, долгое время бывшее в тени, привлекает к себе все большее внимание. Хорошо бы подумать и о памятнике Чичерину в нашем городе, провести республиканский конкурс. Ибо, если мы в самом деле хотим привлечь внимание к личности этого замечательного человека, то мы не сможем это сделать, передав лишь, хотя бы и мастерски, сходство с фотографической карточкой.

Говоря о том, что выставка изобилует пейзажами и натюрмортами, я вовсе не выступаю против этих почтенных жанров. И в этот раз не пройдешь мимо натюрмортов известных наших живописцев Т. Емельяновой и Е. Рябинского. Прошу читателя-зрителя задержаться также перед работами Н. Зотовой, А. Попова, Н. Филимонова, перед городскими пейзажами А. Шевченко. В них есть колорит. Картины природы осмысленны. Ведь пейзаж – это не просто запечатленные на полотне красоты лесов, лугов и полей. На выставке же мы зачастую видим лишь изображения разных времен года, написанные более или менее изящно. Только лучший, на мой взгляд, пейзажист нынешней выставки А. Воробьев сумел передать и великолепие окружающего мира, и тревогу за него. Особенно отчетливо эта нота звучит в акварели «Серебристый день».

Подобной тревоги сильно не хватает и портретным работам, и тематическим полотнам. Тем более приятно назвать несколько произведений художников, чьи имена звучат не так уж часто. Мастер кисти из Мичуринска В. Швейкин представил картину «Весна перестройки», в которой ощущается эпоха первых лет революции. Выделяются на выставке и работы Ю. Батурова – непривычностью своих композиций. Это большое полотно под названием «На допустить!», где органично применена техника коллажа, и «Фронтовик О.В. Рогов». Еще одна картина с описательным названием «Детские рисунки, репродукции и чистый холст в раме» свидетельствует о том, что этот художник склонен к размышлениям о том, что останется после нас потомкам – помимо чистого мира еще детских рисунков, помимо воспроизведенных типографским станком шедевров прошлого.

Велика ответственность перед чистым холстом. И надо обладать большой смелостью, чтобы заполнить холст живописью, такой яркой, фосфорицирующей, как у В. Шемякина. Его картины трудноопределимы по жанру. «Уваровский химкомбинат », «Пигмент», «ТЭЦ» – так называются эти работы. От них трудно уйти – так тесно здесь переплетены восхищение и тревога художника. Как научиться создавать тепло, цвет, не разрушая тепла и цвета, а в конечном счете жизни? Эта мысль пульсирует в живописи картин В. Шемякина, которую впору назвать жизнеописью.

Я не ставил себе задачу рассказать о всей экспозиции выставки, она достаточно пространна. Отмечу еще несколько работ, которые запомнились, Это серия А. Бубенцова «День последний, день первый», офорты В, Мягкова, серия «Цирк» А. Сергеева. Молодые графики оказались интереснее молодых живописцев и скульпторов (названных здесь Ю. Батурога и В. Шемякина к молодым уже отнести трудно).

Хорошо, что организаторы выставки, широко представив работы, дали возможность зрителю самому сравнить, кто что стоит. Думается, этот факт должен стимулировать нашу творческую молодежь на большую смелость в поиске собственных тем, собственного почерка.

С. БИРЮКОВ.