С. Бирюкова. Голос поющей души

Комсомольское знамя. – 1989. – 10 февраля. – с. 4.

ГОЛОС ПОЮЩЕЙ ДУШИ

Имя Елены Камбуровой занимает на эстраде особое место. Оно известно многим, но далеко не каждый может охарактеризовать хотя бы в двух словах ее искусство. Тамбовчанам повезло, певица дважды была на гастролях в нашем городе. У нас к ней особое чувство еще и потому, что Камбурова выросла в городе Хмельницком, с которым уже много лет дружит и соревнуется Тамбовщина.

После ее концертов нельзя сказать: «Сегодня она пела лучше (или хуже), чем вчера». Каждое выступление – неповторимо. Можно ходить «и слушать те же песни и, узнавая, – не узнавать.

О Камбуровой не часто, но пишут, берут у нее интервью. Застенчивый по природе человек, она не всегда раскрывается в разговоре, а по интервью трудно судить об истоках ее артистической смелости. В разговорах об ее искусстве певица постоянно «уводит» от себя к тому, что ею любимо. Причем делает это наглядно. Ставит пластинки с голосами любимых актеров, чтецов, певцов, показывает фотографии, рисунки, картины. Она действительно выстраивает мост доверия между собой и говорящим с него, но в последнюю минуту мост разводится, чтобы пропустить в разговор еще какую-нибудь тему, и она – певица, актриса – ускользает. Для Камбуровой наглядность искусства настолько самоочевидна, как луг, лес, озеро, как часть природы, что объяснять, расшифровывать кажется ей лишним. Она поет поэзию. Поэзия поет в ее голосе.

Пластинки и сольные концерты Елены Камбуровой оставляют очень определенное, зримое чувство соприкосновения с поэзией. Пластикой, голосом, дыханием, всей атмосферой действия схвачено то, что неотвратимо ощущается как поэтическое мышление, поэтическое мироощущение. Это тем сильнее потрясает, что обладает таким даром человек, исполняющий произведения других авторов. На самом деле она ничего не исполняет, а как бы перевоссоздает.

Ее саму сформировала песни авторов – поющих поэтов – Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы. С их песен она начинала. Под их влиянием проходило становление ее «авторско-исполнительского» стиля. Потом пришли песни композиторские, но написанные под сильным влиянием авторских.

В детстве писала стихи, любила театр. Но самое счастливое воспоминание детства, как говорит сама Елена, «клуб сказки в третьем классе». «Занималась с нами «сказочница Елена», эта женщина так и приходила на занятия – в русском сарафане и в расписном платке. Нам она представлялась всемогущей, как Василиса Прекрасная. По-видимому, это был очень талантливый человек. Она вселила в нас веру, что чудо – реально».

Стихи, театр, сказка синтезировались в песне, в звуке, в слове, том реальном чуде, которому подвластно все. И. как трамплин, – преодоление сковывающей стеснительности, которое придает каждой песне, спетой Камбуровой, ощущение восхождения. Все здесь направлено на изначальное – на смысл слова, и даже раньше – на его исток, рождение. После пения Камбуровой стихи звучат ее интонацией. И в то же время становятся именно твоими, для тебя написанными. Вот это укрупнение индивидуальных черт, которое сегодня выделяет певицу из среды поющих на эстраде, находится в русле очень четко прослеживаемой традиции. Это традиция искусства бардов или авторов. И дело даже не в том, что в репертуаре Камбуровой – песни Ю. Кима. С. Никитина, В. Луферова. Б. Окуджавы и других. Эстетика авторского пения в первую очередь основывается на сформированной социально и четко выраженной средствами индивидуальной певческой техники личности. Эта техника не отрабатывается пением вокалистов. Она – результат слияния природных возможностей голоса и постоянной духовной эволюции, работы души певца.

Итак, настоящая поэзия, слово и очень личностная манера пения. Здесь искусство бардов смыкается с фольклором. Интересно отношение Камбуровой к фольклору; «Народная песня – наша классика. Она, как часть нашей природы, общение с ней было необходимо всегда. Народная песня – это наше настоящее. Фольклор – как дерево, которое растет из прошлого в будущее».

Камбурова как бы импровизирует все свои песни на одну тему – тему беззащитности и силы человека. Поэтому можно говорить о лирическом герое Камбуровой как об авторском создании, так же, как мы говорим о лирическом герое у поэта.

Долгое время, прорываясь сквозь заслоны и препоны ретивых деятелей застоя, Камбурова шла вместе с теми, кто сохранял в искусстве правду. Это было не только противостояние уродливому во вне тебя, но тем самым и защита самого себя от проникновения в душу всего уродующего и ломающего. Не так уж много было тогда на эстраде артистов из несдавшихся. Поразительно, но факт – известность, авторитет к Елене Камбуровой в век могущественных средств массовой коммуникации пришли без помощи этих средств. Да и сейчас радио и телевидение не балуют нас встречами с этой уникальной актрисой (исключение – недавнее ее выступление в литературно-художественном видеоканале). Но голос певицы звучит на концертах и находит отзвук и аудитории, ставшей ей родной, живущей одной с ней жизнью.

С. БИРЮКОВА.