Комсомольское знамя. – 1990. – январь (№ 4-10). – с. 7.
ПИШУЩИМ: ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ!
Можно ли анализировать поэзию? Наверное, нельзя. Я бы не рискнула. А то, что я сейчас попытаюсь сделать, – это разбор, ну, скажем так, поэтических опытов. Более или менее удачных.
Что же побуждает авторов – и овеем молодых, и зрелых людей – взяться за перо? Внимание к ближнему? Смятение души? Поиск неизбитого, яркого слова?
Учащийся Мичуринского совхоза-техникума М. пишет: «Я, конечно, не поэт, но мне нужно, чтобы вы напечатали стихотворение». Причина такой настойчивости – желание, чтобы тебя заметили. В частности, любимая девушка. Таким «поэтам» хочется посоветовать: попытайтесь завоевать любовь и дружбу каким-то иным путем.
Лена С. из Моршаиспого района тоже считает, что она – не поэт, а пишет для себя. Но вот ее стихи, хотя и очень еще неумелые, согреты первым чувством, мыслью. Может быть, когда пишешь вот так – для себя, а не для трибуны – тогда и случается? Искренностью подкупают и стихи М.К.И. из Уварова, М.А.Ч. из Мичуринска. Но так много неточных, избитых, небрежных рифм! Встреча – вечер, дорог – берег, струна – она, людям – будет.
Есть в нашей почте и стихотворения, в которых все так гладко, что не придерешься. Только непонятно, зачем они написаны. Ведь таких стихотворений-близнецов сотни!
Я жду весну.
Она не за горами —
Дыхание ее все ближе, все теплей.
Я жду весну.
И тает снег ручьями.
Сбегая меж деревьев и камней.
Подавляющее большинство стихотворений – о любви. Но, к сожалению, в них очень мало души, и много любования любовью и вообще своими необыкновенными чувствами – ах, что я пережил, что я узнал и увидел! А ты расскажи, что именно ты пережил.
Чтоб мир любви представал перед нами, наполненный качествами и признаками, а не бесцветным, безликим, бесчувственным. Мешает и пристрастие к многословию и ненужному разъяснению чувства.
Вот «Песня влюбленного» А.В.Л. из Тамбова. Изобилует штампами, а заключительные строки и вовсе повергли меня в смущение:
И решительным честным признаньем
Позову для просторов земных!
Кого, куда автор собирается звать? Любимую? Остается только догадываться. В стихотворении «Соловей» игра в рифму, которую можно продолжать до бесконечности: краса-чудеса, о ней-соловей, о ней-пропей, соловей-обвей и т. д.
Просто неграмотно написаны и другие стихотворения автора:
И в далеком краю
Вспоминаю Тамбов
С ним о счастье пою,
Силой русских садов.
Или же – «изменою коварной он искренне страдал». Все равно что – «болел гриппом».
То же самое можно сказать и о стихотворениях П.И.3. из Тамбова. Я не понимаю, как может фонтан издавать «музыкальный интерес», почему он «целомудр», почему вежливость – это «фундамент дарований, прекрасный образ наших дней»? На зарифмованную статью похоже стихотворение «Перестройки другой не хочу». А чего стоит хотя бы такая фраза – «меняет аппарат командных правлений». А между тем, если бы автор внимательнее относился к своему труду, бережнее – к слову, более уважительно – к поэзии, то и такие вот интересные, неожиданные строки, как эта – «ветром порывистым южным срывается с неба радужный плед» – появлялись бы чаще. Значит, нужно искать, а не просто приставлять одну к другой’ унылые строфы.
Скучно мне читать стихи А. Б. из Тамбова: «атмосфера газом угарным полна», «остановись, подумай, попусту хватит бросать слова, мы ждем перемен, так быстрей же берись за дела».
Вообще, мне кажется, что для многих стихотворцев главное – выбрать тему. Про «экологию», про «перестройку», про «Афган», про «родной Тамбов». Хорошие это, конечно, темы, но нельзя их брать в таких ракурсах, которые нам хорошо знакомы. Попробуйте-ка написать… без темы, попробуйте передать настроение, атмосферу события, чувства, это сложнее.
Авторы спрашивают: подскажите, что делать, как научиться писать стихи?
Наверное, прежде всего нужно учиться языковой культуре, воспитывать в себе чувство слова, добиваться выразительности поэтических, художественных деталей. Многим из вас нужно познакомиться с основами стихосложения, быть внимательнее к эпитету, как важному и сильному средству художественной выразительности.
Помните – у Пушкина – «равнодушная природа», «волнистые туманы», «снег летучий»…
И не торопитесь писать – больше читайте, думайте, наблюдайте жизнь! Тогда и придут к вам удачные образы, интересные мысли.
Александр ФЕДУЛОВ
Скорей, зима!
Препятствий нет твоим снегам.
Все тише грачий гам.
Все реже слышен гром
«За стершимся бугром
Сквозь плотность теплых рам
С потеющим стеклом.
Скорей, зима!
Твоим снегам преграды нет.
Их чистый свет
Здоровьем пышет.
Скорей! Скорей!
Но нет, не слышит.
И не спешит.
Трава, кусты, заборы, крыши
И камыши:
Все утром твой находит след.
И я готовлю лыжи,
И думаю нечаянно о том,
Что реже гром,
Все тише
Сквозь плотность теплых рам
С потеющим стеклом.
Он лишний.
***
В стекло сырое тычется оса.
Лежу в осаде добрых побуждений –
Открыть окно, впустить живое существо.
За что такие тяготы послал
Всевышний хрупкому созданью?
В стекло сырое тычется оса.
Следя за бойкой мухой над геранью.
В стекло сырое тычется оса
И смотрит на меня в упор.
Слезливый день осенний замирает.
На потолок сквозь ставень створ
Ложится золотая полоса…
Евгений СТЕПАНОВ
Евгений Степанов сейчас живет Москве, работает в еженедельнике «Семья». Но связей с родной Тамбовщнной, с нашей газетой не порывает, свидетельство тому – эти стихи.
НАТАШЕ И НАСТЕ
Журавли взлетели. Клин.
Мафиози спелись. Клан.
И я тоже не один,
Потому как не болван.
У меня – семья и дом.
А семья и дом – не дым.
И неплохо мы живем,
Хоть и лучше жить хотим.
Пусть закрыт для нас Париж,
Но зато открыт Тамбов,
Где божественная тишь
И писатель Бирюков!
Пусть у нас машины нет,
Но зато и нет преград,
Чтоб купить велосипед
Или взять его в прокат!
Пусть немногих я дивчин
Знал и не прошел Содом.
Но зато я не один.
У меня – семья и дом!
ПРОГУЛКА С ДОЧЕРЬЮ
– Смотри, смотри, моя девчушка,
Где возросла моя душа:
Вот стеблевидная церквушка,
Вот анфилады ВКШ.
А вот кусковские пичужки
Поют! И я как будто пьян!
Здесь, может быть, и не был Пушкин,
Но рисовал здесь Левитан.
Смотри, смотри, моя Настенка,
На этот боголепный край.
Вот это все – твоя сторонка.
Смотри, ее не покидай!
СЕЛЬСКИЙ ПЕДАГОГ НЕКРАСИВОВ
И обучить ты не готов,
И обуздать ты не готов
Запущенных учеников,
Детей доярок, пастухов.
Ты бьешь указкой по рукам
Беспомощным ученикам,
Хотя и понимаешь сам,
Что это гнусно: стыд и срам.
И волком ты глядишь на них,
Своих учеников шальных,
И на тебя они глядят
Глазами яростных волчат.