В. Андреев. Позднее признание
Тамбовское время. – 1997. – 30 апреля (№ 18). – с. 10.
ПОЗДНЕЕ ПРИЗНАНИЕ
Чтобы стать понятным людям, художнику не хватило 94 лет
Сергею Георгиевичу Архипову при жизни знали цену лишь немногочисленные поклонники – те, кто жил рядом с ним в Мичуринске и был знаком с его творчеством в полном объеме. Для большинства же людей Архипов был мастером часто выставляемых историко-краеведческих полотен, всегда остававшимся в тени своего старшего друга – блистательного А. Герасимова. Однако постепенно все становится на свои места.
Сейчас после смерти художника, ценители живописи получили доступ к его обширному творческому наследию и, как говорится, ахнули. Перед ними предстал совершенно неведомый Архипов – человек с дарованием оригинальным, но стоящем на прочном фундаменте. Его ориентирами в искусстве были Левитан, Врубель, Нестеров, Серов, а также мастера русской иконописи. Впрочем, писал Сергей Георгиевич не только картины. В своей книге воспоминаний, пока еще остающейся в рукописном виде, Архипов анализирует разные этапы становления своего стиля, выводя его из импрессионизма и символизма.
Недавно были найдены и уже частично опубликованы графические серии Архипова – «Распни его», «Армагеддон», «Прародители», «Чистилище»… Все они были созданы в пореволюционные годы – с 1918 по 1921.
Художник и потом не расставался с графикой. В двадцатые годы он иллюстрирует «Слово о полку Игореве», а в тридцатые-сороковые – роман австрийского писателя Г. Мейринка «Голем».
Уже из одних названий можно судить, что если бы эти работы увидели свет в момент своего рождения, судьба художника была бы предрешена. Поэтому Архипов сам, хорошо понимая, в какое время он живет, надолго замуровал их в домашнем архиве. Но, как сказано в одном знаменитом романе, «рукописи не горят». К живописи и графике это тоже в полной мере относится.
В. АНДРЕЕВ, Мичуринск