В. Руделев. Кто вы, Дед Мороз?
Комсомольское знамя. – 1990. – 30 декабря (№ 155-156). – с. 6.
КТО ВЫ, ДЕД МОРОЗ?
В моей жизни первая елка была в 1937 году. Мы жили в городе Ельне, и было мне уже 5 лет. А до этого рокового года елки в нашей стране были под запретом и редко кем устраивались. Я и понятия не имел о Деде Морозец о Снегурочке. Зато теперь столько неожиданной радости! В деревянной качке, где когда-то спал я сам, уютно располагалась моя младшая сестра, родившаяся только что. Я же сидел на коленях у Деда Мороза. Им нарядился мой счастливый отец.
Всего через несколько месяцев «Деда Мороза» уже не было в нашем доме. И самого дома у нас не было. Но это другой, нерадостный разговор о 1937 годе. Что же касается Дедушки Мо. роза, то он в жизни русских людей с давних пор играл важную роль. Бывало перед Рождеством наш полный суеверий предок высунется с печки в волоковое оконце да крикнет, держа ложку с овсяным киселем: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть. Мороз, Мороз. Не бей наш овес!»
Сколько веков было этому наивному обычаю задабривать ледяного, отжившего свой век предка! Ну, а. как не задабривать? Ведь от него зависела судьба еще живущих, людей, сеявших и овсы, и полбу, и пшено белояровое. Дед Мороз представлялся русским людям могучим богатырем, бородатым кузнецом, который сковывает воду железными холодами. Характер у деда был, конечно, непредсказуемый: одних одарит, других насмерть погубит. Но сквозь, казалось бы, немотивированные поступки Мороза проглядывала его суровая требовательность к человеку: должен был тот быть честным и добрым, главное же – работящим и услужливым.
Но – обратите внимание! Дед мороз, если приходил к людям, то ничего с собой не приносил, а только норовил поесть овсяного киселька. То есть не был он нашим традиционным «Дедом Морозом», которым наряжаются члены профкома, а подчас и сам директор малого предприятия в условиях рыночной экономики, И вот ведь что интересно! Елок у русских людей под Рождество не было. Перед самым Рождеством – строгопостный сочельник, а потом – святки, когда ряженые куролесили. Совсем иные были обычаи, чем сейчас на Новый год.
Новый год, между тем, на Руси был не зимою, а осенью — 1(14) сентября. Какой же Дед Мороз приходит осенью? И вдруг, как пишет в своем «Толковом словаре» В. И. Даль, русские люди переняли от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную освещенную елку. С петровских времен Дед Мороз стал заходить в русские дома и приносить детям подарки. Вначале это было только в Петербурге, потом в Москве и других городах. В деревнях и. селах такой обычай, кажется, вообще не привился. Спутницей Деда Мороза стала девочка Снегурочка – снежное изваяние, никакого отношения к Рождеству вообще не имевшая. Если вы думаете, что это какая-то родственница Деда Мороза, дочь или внучка, то ошибаетесь. Впрочем, у писателя-драматурга А.Н. Островского Снегурочка – действительно дочь Деда Мороза. Но это уже чисто литературный текст, а не народное предание.
Отчего же произошла описанная метаморфоза? Почему Дед Мороз из собирателя дани стал сам данником? Да потому, что на Западе, в католической и иной христианской среде, он был вовсе не кузнецом и не богатырем, а шустрым приземистым старичком с узлом, тёплым и добрым чудотворцем Николаем из Мир Ликийских – городка в Малой Азии, где в начале IV века действительно был архиепископом очень добрый и очень строгий человек с тем же героическим именем (по-гречески «Николай» – значит «побеждающий народ»).
Героизм Мирликийского Святого Николая (по-голландски «Синта-Клаас», потом пошло искаженное имя «Санта-Клаус») проявился в его ожесточенной борьбе с еретиками-арианами и самим епископом Арием, считавшим Христа богом второго ранга сравнительно с Богом Отцом. Борьба Николая с Арием на церковном соборе в начале IV века из словесной дискуссии превратилась в прямую потасовку, за что угодник Николай был наказан святыми коллегами и лишен церковного сана. Позже, по Народному преданию, сам Христос и его святая мать Богородица возвратят Николаю. Мирликийскому его омофор, сорванный с. плеч чудотворца на церковном соборе.
Однако расскажем об узелке «Сайта-Клауса». В «житии» святого Николая говорится об одном впавшем в нищету человеке, уже готовым от отчаяния выдать замуж за богатых развратных старцев трех своих дивных дочерей. Этому человеку щедрый Николай (так его звали на Руси) раз за разом подбросил три «узельца» с золотом, тем самым не дав благородным барышням сделаться блудницами. Вот откуда мешок с подарками! Вот откуда волшебный башмак – символ рождественских ожиданий всех, но особенно бедных детей! Вспомните сабо несчастной, забитой Козетты, куда Жан Вальжан положил золотой луидор. Бродяга-уголовник исполнил роль святого Николая, даже не нарядившись Санта-Клаусом.
У нас, русских, не происходило слияние образа Деда Мороза и Николая Угодника. Святой Николай остался чисто церковным персонажем. Он, конечно, усердно помогал молящимся христианам, но не обязательно под Рождество или Новый год. Его день, кстати, 6 (19) декабря, а 9 (22) мая православная церковь празднует день перенесения мощей святого, Николая из Мир Ликийских в другой город, именем Бар (в 1087 году). Были, впрочем, и светские варианты подвигов Святого Николы (Микулы), пахавшего землю, когда наши неугомонные предки рубили друг другу головы в междоусобной войне. Так возник образ Микулы Селяниновича (былина о Вольге и Микуле Рябининых).
Вернемся, однако, к нашему, советскому Деду Морозу. Он, как вы теперь видите, позаимствовал некоторые черты Санта-Клауса и поэтому приносит под; Новый год или Рождество (кто как празднует) подарки детворе. Он их вынимает из мешочка и раздает всем поровну. Для детей это самый радостный и счастливый праздник. Да не оскудеет волшебный мешочек Деда Мороза!
В. РУДЕЛЕВ,
доктор филологических наук,
профессор ТГПИ.