С. Бирюкова. Хорошей погоды, шапито!

Комсомольское знамя. – 1983. – 2 сентября (№ 104).

ХОРОШЕЙ ПОГОДЫ, ШАПИТО!

И опять на рыночном асфальте раскинул свой кочевой шатер цирк. До октября по городу будут пестреть его кассовые киоски, у входа в шатер – толпится народ, а сквозь ограждения – заглядывать вездесущие мальчишки. И три раза в день в окрестных домах будет слышаться «Выходной марш» И. Дунаевского: на гастролях в Тамбове московский цирк «Арена». Это цирк на колесах. Месяцами он живет в разных городах со своими радостями и заботами.

В полдень – первое представление. Оно – самое трудное, потому что мышцы разогреты не так, как на втором и третьем. И «смазываются» прыжки на «колонну» из нескольких человек у партерных акробатов с подкидными досками (руководитель В. Черных), и не хотят лезть по лесенке собачки А. Козловской. Хотя и первый, и второй номера идут в хорошем темпе, зрелищны, имеют успех у зрителей.

Будят, тормошат, наращивают веселые коверные клоуны Алик и Витюня (В. Рощин и О. Петров), дипломанты Всесоюзного конкурса артистов цирка, обладатели польского диплома «Комик-универсал». В числе их помощников – лохматая Матрена Сарафановна или просто Мотя, собачушка, для которой сделать «ласточку» – ничего не стоит, привычка, отработанная с рождения… Но главный помощник коверных – зритель, мальчики и девочки и их родители. Диалог со зрительным залом всегда активен, никаких полутонов: или «да» или «нет» – среднее клоунов не устраивает, особенно Витюню. Работа коверных, пожалуй, оставляет самое яркое впечатление.

А музыка играет и играет (дирижер А. Аузиньш). Преобладает напористое, плотное звучание современных ритмов, переходящее порой в звуковой «забой». Люди привыкли, а животных жалко. Номер «дрессура домашних кошек» (А. Арманд и Г. Вольшанский) неплохо выстроен композиционно, но – «остановите музыку!».

Сценка в национальном стиле «Веселые пастушки» (отец и дочь Голстян) кажется древней, чем пастушье ремесло. Зато много выдумки и свежести в номере «Группа здоровья. ЖЭК № 13» (те же партерные акробаты В. Черных). Здесь широко используется трюковой реквизит – каждый акробат несет образную нагрузку: бюрократ с зубодробительным портфелем, мрачный с подвязанной щекой, фривольная тетка и др. Все направлено на смех, любой ценой, и это порой искажает удачную в целом сценку. Да и уместней она, скорее, на вечерних представлениях.

Интересен, хотя не до конца реализован в замысле номер музыкального эксцентрика И. Козловского. Блестящее владение музыкальными и немузыкальными инструментами (ксилофон, пила, труба) безусловно, позволит этому артисту создать по-настоящему оригинальный номер.

Конечно, ребятишки ждали зверей. Собаки и кошки – друзья человека, его будни. А цирк – праздник. Но огорчаться не стоит. Едут в Тамбов медведи и кони, едут новые артисты с другими номерами. Коллектив имеет возможности для постоянной перекомпоновки программы. И каждый день цирка не похож на предыдущий. Хорошей погоды шапито!

С. БИРЮКОВА.