С. Бирюкова. Грани популярности — Студия «АЗ» / Академия Зауми

С. Бирюкова. Грани популярности

Комсомольское знамя. – 1982. – 12 марта (№ 31).

ГРАНИ ПОПУЛЯРНОСТИ

Известный эстонский ансамбль «Магнетик бэнд» приехал в Тамбов после двухнедельных гастролей в Ленинграде. Приехал впервые, хотя гастрольная карта коллектива достаточно обширна, – от Украины до Сибири, от Прибалтики до республик Закавказья. Трижды музыканты побывали в Москве, успешно работали во время Олимпиады-80 в Таллине, выпустили первые записи. На сегодняшний день «Магнетик бэнд» – лауреат фестиваля поп-музыки в Тбилиси и фестиваля популярной песни в Ереване.

Какого же направления придерживается «Магнетик бэнд» в довольно «разноцветном» течении поп-музыки? Это экспрессивное зрелище для молодежи, стилистически рожденное из музыкальных течений – негритянского «ритм энд блюз» и «хард-рок» (тяжелый рок). Поиск новых средств выразительности постирается от фольклора до симфонизма и авангардных направлений в музыке. Стремление к натуральности звучания (электроинструменты давно уже воспринимаются как нечто вполне естественное) привело коллектив к осознанному отказу от синтезаторов. Ценится и утверждается непреходящее: погруженность в атмосферу творчества – до максимализма, свойственного молодости; виртуозное владение инструментами, которые служат самовыражению; выявление индивидуальности как непременное условие коллективного музицирования.

Необходимо сказать, что коллективы, работающие в русле поп-музыки, следует оценивать по законам именно этого жанра, а не эстрадного, или, положим, оперного. Другое дело, что сама филармоническая атмосфера направляет фокус восприятия совсем в другую сторону. Безусловно, музыка «Магнетик бэнд», пульсирующая в повышенных децибелах звука и в преувеличенной пластике, намного выиграла бы на воздухе или в легком строении, подобном цирковому шатру. (Ведь в известной степени это театрализованное представление сродни балаганному зрелищу, в котором естественно уживаются проникновенности лирики и лукавства, озорство иронии). Пока же «ножницы», существующие между филармонической площадкой и ее не всегда филармоническим содержанием (не значит отрицанием – просто иным), существенно искажают критерии оценок воспринимаемого – в один ряд попадает плохое и хорошее. «Если громко и прыгают, значит плохо» – бытует еще мнение, тогда как громкость, напористость исполнения является эстетическим качеством этой музыки.

Перехлестывают через край уникальные голосовые данные (аппаратура их только подчеркивает) Гунара Грапса (руководитель ансамбля, он же солист фортепиано, ударные, губная гармошка), виртуозность, ненавязчивая и ироничная пластика всех участников ансамбля (Айвор Оя – гитара, Сулев Куузик – гитара, Мариус Сагади – бас-гитара, Мати Валдару – саксофон). Возможно, и это не отрицают сами музыканты, перешагнув подальше за тридцать (сейчас они в возрасте 23-30 лет), они изменят манеру: станут спокойнее и рассудительнее.

Эти краткие заметки скорее не о самом «Магнетик бэнд», а по поводу этого коллектива. Все, резко выделяющееся в любом жанре, вызывает на различного рода обобщения. Пока же стоит сказать, что ансамбль, существующий неполных четыре года и успевший за это время завоевать массовое признание, заслуживает разговора о нем самом и о жанре, который он представляет. Будем ждать новых встреч и записей.

С. БИРЮКОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.