А. Щербак. Экология языка и речи

Тамбовская правда. – 1989. – 14 февраль.

ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ

В словаре русского языка С. Ожегова, переизданном в 1972 году, еще нет слова «экология». В то время об этом не думали, жили спокойно, экологические кризисы будто бы и не собирались касаться нас. Теперь уже говорят не только о катастрофах в природе, а и об экологическом распаде нравственности, о коллапсе духовной культуры.

И вот экологические проблемы стали решать языковеды. Человеческий язык, как тундру, исколесили грубые «вездеходы мата» и «бульдозеры тупых междометий». Он измучен отвратительными прибаутками вроде «вызвали на ковер», «дали втык», «дали добро», «все до лампочки»… Язык не может отдышаться от «задумок», «повышенных обязательств».

Можно ли предотвратить как-то языковые болезни? Видимо, да, если удержаться от корыстного суесловия, перекачивания вчерашней мысли из одного сочинения в другое, если перейти на новое мышление, имя которому – Перестройка. Вот такому новому языковому мышлению и посвятила свою работу группа языковедов, созданная несколько лет назад при Тамбовском педагогическом институте. В нее входят языковеды-русисты, преподаватели кафедр английского, немецкого и французского языков, члены иных языковедческих кафедр, учителя-филологи. Среди них молодые ученые: В. Гольдберг, Е. Позднякова, Л. Казарян и такие специалисты, как профессор Л. Кауфман. Все они полны желания воспитать в студентах, будущих учителях, подлинных ценителей языка и словесной культуры, глубоких знатоков филологических тайн, рыцарей живого, нестандартного слова. Руководит группой профессор В. Руделев.

На недавней отчетной годовой научной конференции педагогического института состоялось по сути первое предоставление докладов проблемной группы языковедов. Работало 8 секций, на которых произносились важные и в научном, и в педагогическом, и в экологическом отношении доклады. Одним из интересных был доклад кандидата филологических наук И. Мишина, посвященный роли и месту иностранных языков в концепции гуманистического образования. Речь шла о творческом, нешаблонном, немеждометном говорении на иностранном языке. Нечто аналогичное услышали собравшиеся и в докладе Н. Вязововой об интенсивных методах овладения языками.

Экологические проблемы языка и речи легли в основу доклада лаборанта кафедры русского языка Л. Хворовой, который посвящался языковым особенностям прозы М. Лермонтова. Проблемными, экологически заостренными были доклады профессора В. Руделева, доцента Л. Голузо, кандидата филологических наук Л. Казарян. Горячо дискутировались доклады кандидатов филологических наук Е. Поздняковой, Н. Дроновой, В. Гольдберг. Учитель французского языка Г. Борисов рассказал о тревожной экологической языковой ситуации в школе. Об успешных попытках выйти из аналогичной ситуации говорилось в экспериментальном докладе коллектива кафедры русского языка в национальной школе.

Всего на конференции было заслушано 37 докладов.

А. ЩЕРБАК.
Ассистент кафедры русского языка Тамбовского пединститута.