Любить по-студенчески
Тамбовское время. – 2001. – 7 марта (№ 10). – с. 6.
ЛЮБИТЬ ПО-СТУДЕНЧЕСКИ
Поверьте, люди, я очень долго ломал свою пустую голову, размышляя, что бы такого написать про любовь. Да не проста про любовь (этого хлама у нас завались), а про такую ее разновидность, как студенческая. За то время, что я усиленно думал, лысая моя голова студента-четверокурсника успела покрыться длинными кудрями. Кудри выпрямились, и даже поседели, а затем благополучно покинули мой череп, предоставив честному народу возможность лицезреть блестящую лысину с бугорками шишек, родившихся от постукивания пустой черепушкой обстоя, стенку, батарею центрального отопления и иные поверхности… И нет, не ждите, не надрывал я голосовые связки криком: «Эврика!»
Вроде бы со студенческой жизнью я знаком и в общем и в частности. А вот с особенностями студенческой любви мне сталкиваться не приходилось, увы и ах! Однако, будучи человеком, опирающимся в суждениях не только на свой опыт, я не стану утверждать ничего вроде: у любви нет особенной, студенческой разновидности.
К тому же через некоторое время выяснилось, что мои однокурсницы в теории и практике студенческой любви оказались много умудреннее своего тупенького однокурсника, а потому согласились просветить его (то есть меня) на предмет что да как.
Бегу с ручкой и блокнотом по коридору за Катериной, которая, томно вышагивая и не глядя на меня, размышляет, водя правой рукой в воздухе:
– Конечно, студенческая любовь существует. Она очень страстная, – говорит Катя, прищуривая глаза. – В молодости кровь особенно горячая. И именно поэтому большинство браков заключаются в студенческой среде. Но они недолговечны…
– Это почему же?
– Люди должны отдыхать друг от друга, скучать. Встречи должны быть редкими, но меткими. А тут целый день за одной партой. Естественно, это со временем крепко надоедает. По этой т причине влюбленные пары к моменту окончания учебы расходятся в разные стороны, и все – прошла любовь, завяли помидоры.
– То есть студенческая любовь – несерьезная?
– Ну почему же… Она страстная, а на страсти сложно построить крепкие отношения.
Итак, она страстная.
Другая моя однокурсница, назовем ее Ириной, привела пример из собственной жизни. Дело было на втором курсе. Тогда филологический факультет, на котором она училась, располагался в одном корпусе с психологическим, где учился Олег. На перемене студенты и того и другого факультетов выходили покурить на крыльцо здания. Здесь-то впервые и увидела наша героиня Олега. Да вот беда – молодой человек никак ее не замечал. Девушка, однако, волосы на себе в клочья не рвала, а лихо и умело использовала всякую возможность, чтобы привлечь его внимание. Однокурсницы, на потеху себе, с удовольствием ей помогали в завоевании «слепого» студента. Так, к примеру, они делились на две группы, и пока одна поджидала появления Олега из аудитории, другая морально поддерживала Ирину. Когда герой ее снов появлялся, девушки из первой группы подавали знак Ирине, и та как бы случайно выскакивала из-за угла и сталкивалась с Олегом нос к носу. Но у паренька, видать, со зрением большие проблемы были. Ирина же не унималась; она ездила в Летку, где жил Олег, чтобы порисоваться перед ним у подъезда его дома, или садилась с ним в одну маршрутку, которая следовала прямо в противоположном для Ирины направлении…
В конце концов ее страдания были вознаграждены. Он подошел к ней в полупустом троллейбусе и сам предложил познакомиться. И вы думаете это все? Через полгода Ирина сказала: «Я его знаю наизусть. Мне скучно!»
Как я понял, любовь студенческая, оказывается, еще и непредсказуема.
Нет, все-таки страстная и непредсказуемая любовь встречается не только среди студентов, а потому как-то не особенно меня эти девичьи откровения убедили.
И все-таки в студенческие годы существует какая-то особая романтика в отношениях, какой-то неповторимый «привкус» в поступках, которые взрослый человек никогда не совершит. А там, глядишь, и любовь нагрянет. Как произошло с героями нашего традиционного сюжета в картинках.
И все-таки, что же такое – студенческая любовь? Думаю, в силу своей неопытности многие студенты на этот вопрос могут ответить с трудом. Тут сторонний наблюдатель нужен. Таковых найти нетрудно. Кто эти сторонние наблюдатели, как не преподаватели, на глазах которых проходит некоторый отрезок жизни студентов нашего факультета? И вот что они на сей счет мне рассказали.
Алла Михайловна ШЕСТЕРИНА:
– Когда я была студенткой, мы, кажется, были более откровенны с преподавателями (конечно, с избранными). Потом, у нас было больше каких-то совместных неаудиторных мероприятий, на которых это все проявлялось ярче. Я знаю точно, что некоторые преподаватели знали о каких-то моих увлечениях.
Наверное, в студенческой среде разыгрываются все те же «сценарии», что и в любой другой. В принципе это больше зависит от сформировавшихся к этому моменту фиксаций, чем от возраста, ситуации (которую, кстати, мы сами себе находим). Но все-таки есть кое-что особенное. Мне кажется, студенческие годы для многих – годы поиска своего, идеального партнера, извините за банальность, своей половинки. Все к тому располагает. Во-первых, огромное число контактов со сверстниками, атмосфера «тусовки». По принципу «не в этой компании, так в другой». В отличие от школьных лет, это уже социально одобряется. Во-вторых, много свободного времени. Так было у нас. Сейчас студенты часто совмещают работу и учебу и, наверное, что-то теряют. Но все равно – пока ты студент, ты еще не взрослый. Ответственности за себя и за других меньше. Мне иногда жаль студенток, которые на первом-втором курсе уже вышли замуж, родили ребенка. Но, может быть, они уже нашли именно ту свою половинку, и в этом смысле счастливее многих.
И все же… У меня прекрасный муж, прекрасный сын. Но я рада, что в моей жизни было еще что-то. И это «что-то» связано навсегда с понятием «студенческая жизнь».
Александра Михайловна КАЛЬНИЦКАЯ:
– Я не думаю, что есть какая-то особенная, студенческая любовь. Любовь – это дар Божий, это тайна. Природа, воспитание и культура дают нам способность любить. Но иногда мы пугаем любовь и влюбленность. Последнее – более легкое чувство, не проникающее глубоко в сердце и душу.
Что касается моих наблюдений за студентами, я думаю, что, видя только внешнее проявление любви, нельзя сказать, любовь это или нет. Никому не дано знать, что человек переживает внутри. И потом, это ведь очень интимное чувство, оно понятно только двоим. Хотя у меня были студенты, которые создавали семьи после окончания учебы.
Безусловно, я бы пожелала студентам любви до конца дней. Это настоящее счастье, но при этом не следует пугать любовь и страсть. Страсть – более горячее чувство, оно закрывает нам глаза, это очень сильный огонь, который довольно быстро гаснет и часто оставляет после себя пепел. Вместе с тем практика и человеческая мудрость подсказывают, что опыт должен быть.
Мы должны учиться расставаться, и особенно это касается молодых людей. Не нужно оставлять после себя отрицательные эмоции. Необходимо расставаться с уважением – так, чтобы можно было остаться добрыми друзьями.
На что необходимо обращать внимание? На все! Нельзя упускать даже мелких деталей. Если молодой человек с вами нежен и заботлив, но по отношению к другим проявляет неуважение, а порою и хамство, – остерегайтесь. Значит, рано или поздно он и с вами позволит себе такое, потому что это для него более привычно, это его нормальное состояние. Конечно, изменить его можно, но невероятно трудно. Любовь и есть непрерывный труд: высокая степень ответственности и обряд проявления заботы и внимания по отношению друг к другу.