Журналист и Ко (Голос Притамбовья: спецвыпуск). – 1998. – май (№ 3).

МАСТЕР «БЕГУЩИХ НАЗАД»

После войны был в Тамбове один дом, который часто посещали известные художники, писатели, поэты, журналисты. Он получил название ТДЛ – тамбовский дом Ладыгина. Кем же был его гостеприимный хозяин?

Николай Иванович Ладыгин родился в 1903 г. на смоленской земле в Рославле. В юности он увлекся живописью. Организовал художественную школу. Но началась война и семья эвакуировалась в Тамбовскую область. Позже переехали в Тамбов.

Н.И. Ладыгин писал замечательные пейзажи тамбовской земли. Как художник он был достаточно известен. Его картины выставлялись во многих городах, включая и Москву. Он писал стихи, простые и сложной формы. Такие, как акростихи (из первых букв каждой строки складывается слово, если читать сверху вниз), тавтограммы (каждая строка начинается с одной и той же буквы) и, конечно, палиндромы. Это название произошло от греческого слова палиндромос – бегущий назад. Для примера, всем известен классический палиндром «А роза упала на лапу Азора». Написать строку палиндрома может практически любой образованный человек. Но написать 2,5 тысячи их, и не одностиший, а полнокровных стихов и поэм, может далеко не каждый.

В то время эти стихи вызывали интерес. Однако мало кто решался печатать их. При жизни Николаю Ивановичу удалось напечатать всего 4 палиндрома. Он умер в 1985 году. И лишь в 1993-м вышел посмертный сборник его стихов «Золото лоз». До сих пор книг, состоящих целиком из палиндромов, в России не выходило. Эта первая. Первая она и у Н.И. Ладыгина.

«Золото лоз» попала во многие зарубежные страны, есть в библиотеках славянских факультетов. Немецкий палиндромист Оскар Растиор в журнале «Zurischen den Leilen» переложил на немецкий язык стихотворение «Протопоп Аввакум». Ему это не очень удалось, но сам факт говорит о многом. Есть также попытки перевода стихов Ладыгина на польский и английский языки.

24 апреля Н.И. Ладыгину исполнилось бы 95 лет. Накануне на филологическом факультете состоялся вечер, посвященный его памяти. Пришли и дети Николая Ивановича. Члены студии «Аз» читали стихи из сборника «Золото лоз». Разные стихи, разные варианты прочтения. Кроме того, М. Гавин и А. Федулов читали свои палиндромы.

Николай Иванович Ладыгин когда-то писал, обращаясь к неведомому читателю (стало быть к нам).

Один души пишу дни до
Отказа. Кто
Ты? Пойми опыт
и жар и миражи.

Ольга СПЕРАНСКАЯ.
На снимке: на вечере, посвященном памяти Николаи Ивановича, выступает сын поэта А. Ладыгин.
Фото А. ОСТАШКОВА.

 

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ «ТАМБОВСКОГО КУРЬЕРА»

В Тамбове газеты появляются, как грибы после дождя. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что лучше будет видно, где настоящая журналистика, а где – псевдо. Плохо, потому что для провинциального города это немыслимо.

Что за «приключения» происходят с «Тамбовским курьером» – одной из новых старых газет – рассказывает ее редактор В.В. СЕРГЕЕВ.

– Владимир Владимирович! Скажите, пожалуйста, с чем связан временный невыход газеты и ее второе рождение»?

– Нельзя сказать, что газета родилась второй раз. А невыход ее связан с очень интересными причинами. Поскольку я был занят предвыборной кампанией, баллотировался в областную Думу, то, к сожалению, не мог уделять должного внимания «Там-5овскому курьеру». И, по непонятным мне причинам, начиная с середины декабря 1997 года, прежний главный редактор принял решение о приостановке выпуска газеты. Не выходила она вплоть до 13 февраля 1998 года, когда и был подписан в печать первый номер газеты. «Тамбовский курьер» сейчас прошел перерегистрацию в Воронежской региональной инспекции. Учредителем нашего издания выступило закрытое акционерное общество «Тамбовский курьер».

В принципе, можно сказать, что это – новая газета. На начало года у нас было более 6 тысяч подписчиков. Деньги, полученные тогдашней редакцией, исчезли в неизвестном направлении. В данный момент идет разбирательство по этому вопросу. Но мы решили все же обеспечить наших реальных подписчиков газетой в первом полугодии текущего года. Теперь читатель получает не тоненькую газетенку, а полноценную газету формата А-3. Так что моральные и материальные обязательства перед читателем мы выполняем.

– Кроме того, что ваш учредитель выпускает «Тамбовский курьер», занимается ли он какой-нибудь коммерческой деятельностью?

– Рекламой, полиграфией. Пока это молодое предприятие, но у нас большие планы.

– Теперь читатель может не бояться, что вновь не получит вашу газету?

– Думаю, да. Хотя у нас в стране трудно что-то прогнозировать. Мы верим, что газета станет выходить регулярно, если не будет препятствий со стороны властей.

– Кстати, о препятствиях. Начало выхода газеты сопровождается полемикой между редакцией и мэрией Тамбова. Чем это обусловлено?

– Плохой социально-политической обстановкой в городе. Если перейти на лексикон сотрудников мэрии, то получается так: «Я понял, о чем вы думаете, но ничего этого мы не имели в виду».

– Но только ли этим объясняется неприязнь мэрии к «Тамбовскому курьеру», и наоборот? Ходят слухи, что за вашей газетой стоят мафиозные структуры, и вы умышленно вступаете в конфликт с мэрией. Так ли это на самом деле?

– Нет. Мы не вступаем в конфликт с мэрией. Нам небезразлично, в каком городе будем жить завтра, какие продукты будем покупать, в частности, на центральном рынке (я понимаю, что вы подводите меня именно к этому). Относительно «стоящих за спиной», то это слухи и домыслы. И ничего больше. Мы работаем на читателей. Мы считаем своим моральным долгом информировать их об истинном положении дел в городе,

– Но известные заявления мэрии, опубликованные в «Городе на Цне» и «Экспресс-Репортере», это же достаточно серьезно?

– Это заявление опубликовали и мы в своей газете рядом с нашим ответом на него. Мэрия отказывается с нами сотрудничать, ссылаясь на определение: «Бульварная газетенка» Это их право. Мы же сотрудничаем практически со всеми местными пресс-службами. И ничего не потеряли оттого, что не получаем информацию из мэрии.

По поводу заявления позиция редакции ясна: никаких документов компрометирующих нас в том, что мы кому-то угрожаем, – нет.

– Вы, как редактор, удовлетворены взаимодействием местной прессы с законодательной и исполнительной властями?

– Абсолютно не удовлетворен. Иначе не произошел бы бурный всплеск в стакане воды. В редакциях других газет обсуждают, что же про изошло с «Тамбовским курьером». Ничего страшного. Просто газета начала печатать более правдивые материалы.

– Насколько профессионален на ваш взгляд, «Тамбовский курьер» в журналистском плане?

– Я бы хотел, чтобы газета была более профессиональной. Есть недоработки в техническом обеспечении сбои компьютерной программы.

– У вас в штате работают журналисты со специальным образованием?

– Да, есть работающие и обучающиеся на факультете журналистики. Кстати, с профессиональными журналистами в тамбовских газетах дело обстоит «туговато». В Тамбове есть отделение журналистики. Надеемся, что к нам придут достойные кадры.

– Владимир Владимирович! А стипендии, которые «Тамбовский курьер» учредил в прошлом году для лучших студентов отделения журналистики ТГУ, будут выплачены?

– Да, конечно Они должны были получать стипендию еще с 1 декабря 1997 года. О конкретных сроках вы платы мы сообщим дополнительно.

– В будущем учебном году у вас есть в планах назначение именных стипендий?

– У нас большие планы по сотрудничеству с журотделением. По крайней мере, до сих пор мы находи ли полное взаимопонимание со студентами и с заведующим отделением Ю.Э Михеевым. Там учатся мыслящие и перспективные ребята. Я думаю, поле для совместной деятельности есть большое.

Беседу вел Алексей ИШИН
Фото А. ОСТАШКОВА

 

В НОВОЕ ВРЕМЯ С «ТАМБОВСКИМ ВРЕМЕНЕМ»

5 мая (в былые времена в этот день советская журналистика отмечала День печати) в областной библиотеке им. А.С. Пушкина прошла встреча редакционного коллектива газеты «Тамбовское время» с читателями. Сторону «пишущей братии» представляли редактор Е. Полозова, журналисты А. Хворостов, Е. Писарев, М. Карасев, художник Ю. Сухов, арт-директор Л. Боженко и фотокорреспондент А. Устинов. Другая сторона, читательская аудитория, состояла преимущественно из молодежи. То есть, из тех, кто пойдет в новое время с «Тамбовским временем».

Елена Полозова, которая, как выразился Е. Писарев, вовсе не редактор, а цензор по исполнению Закона «О средствах массовой информации», не стала «лить воду». И не ошиблась, сразу дав слово читателям.

Вопросов было много, правда, с самого начала чувствовалась нерешительность в проявлении инициативы. Спрашивали о конкуренции, как обычно – о планах, о финансовом положении газеты… Но почему-то всегда журналисты и, особенно, редактор, упорно уходили от вопросов, не ответив исчерпывающе ни на одних из них. А в конце встречи и вовсе забыли определить победителя предполагаемого лучшего вопроса, претендующего на полугодовую подписку. Хотя был такой «претендент» на первом ряду явный лидер по количеству заданных вопросов, в большинстве своем, бессмысленных. Этот неудачник «засветился» порядком, хотя и остался-таки незамеченным.

Затянувшуюся паузу, каких было немало, вовсе заполнил друг газеты С. Бирюков, заслуженно похваливший «Тамбовское время» и посвятивший ему стихотворение. В целом встреча получилась несколько «сыроватой» и даже скованной, что, впрочем, нисколько не умаляет достоинства популярной газеты «Тамбовское время».

Алексей ИШИН,
член Союза журналистов России.

 

«ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»

На основе анализа журнала «Ровесник»

О журнале «Ровесник» в нем самом написано, что это -международный молодежный иллюстрированный ежемесячник.

С точки зрения составителей журнала, он, видимо, является, так сказать, развлекательным. Развлечения ведь бывают разные, и у некоторых людей есть довольно странные представления о развлечении.

Рассчитан журнал, похоже, на людей, которые больше любят смотреть яркие картинки, чем читать.

«Ровесник» создан (по крайней мере, такова, видимо, «легенда» создателей) для того, чтобы развлекать. Ну, может быть, давать соответствующую информацию, ибо слова «информация» и «знание» обозначают не только очень разные вещи, но и пересекаются лишь в очень узкой области. «Санта-Барбара», например – это бездна информации. Огромное количество бит, байт и мегабайт ее, изливающееся с экрана — но это не знание. Я просто подчеркиваю, чтобы эти два слова не были спутаны.

На самом деле сей журнал создан, я думаю, для других целей.

Если бы я был коммунистом, я бы сказал, что этот журнал – происки мировой буржуазии, растлевающей молодежь гнусными вымыслами разврата, пропаганды идеологии насилия; и цинично проповедующей ценности безжалостного и чуждого нам мира; старающийся лишить нашу молодежь последних нравственных ценностей и последнего смысла в жизни. Я бы сказал, что этот журнал отвлекает от общественных идеалов, от высоких целей и стремлений работать на благо общества. «Молодежи нынче живется скучно, а музыка сальсы и сам танец настолько полны энергии, что вполне заменяют «устаревшие» методы поднятия настроения, вроде секса и наркотиков» (статья «Грязные танцы» (сальса – нью-йоркская «сексуальная горячка»). Какой богатый выбор, не правда ли? Вас не привлекает?

Секс, наркотики или «грязные танцы», по определению авторов статьи, людей, видимо, не очень закомплексованных моральными ценностями?

Если бы я был классическим православным христианином, я бы сказал, что этот журнал – «прелесть сатанинская», совращающая молодые умы, отвлекающая их от служения ближним и Господу, уводящая в бездну блудодеяния, опьянения наркотиками, уловляющая души в сети ада, подготавливающая им тяжелое посмертное существование.

Я, к сожалению, не коммунист. И не очень часто хожу в церковь. Но здесь я соглашусь и с теми, и с другими. Слово «интересный» к любым рубрикам и разделам этого шедевра может быть применено чисто условно и с большой натяжкой. Но я думаю, что наиболее интересно было бы читать статьи, посвященные сексу – умственно и эмоционально неразвитых мальчиков и девочек это может привлекать и подталкивать к экспериментам в духе свинарника; а в более позднем возрасте или с мозгами – может подталкивать к размышлению в духе Экклезиаста: «Все суета сует и всяческая суета». В этом смысле, можно сказать, почти интересно.
Внешнее оформление журнала – сверхъяркие, бросающиеся в глаза, цветные иллюстрации, в основном агрессивного, антиобщественного или полупорнографического содержания. Это, собственно, и не оформление, ибо журнал для тех, кому с детства читать было непреодолимой пыткой, разве что подписи под картинками.

В этом журнале можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны. Я ограничусь тем, что отмечу положительные. Будучи оптимистом, я скажу только, что это произведение полиграфического искусства – великолепное пособие для начинающих маньяков. В этом смысле его можно рекомендовать для изучения во всех школах, СПТУ, техникумах и т.д. Но, подчеркиваю, только для начинающих, опытного маньяка он, скорее всего, окажется недостаточным.

Р. МИНАЕВ.

 

Сергей ЛЁВИН

ГОРОХ

Лето жаркое. Деревня.
Уморенный зноем двор.
Я иду в желанье тени,
Слышу крик, а в нем укор.

Открываю ту калитку,
За которой детский стон,
Наступаю на улитку,
Вижу ненормальный дом.

И девчоночку. Лет десять,
В конопушках морда вся,
Говорит дурные вести:
Кто-то порешил отца.

Снес ему башку под корень.
Жарко. Мухи. Тело где?
Девка только тихо стонет.
Лоб отчаянно вспотел.

В дом вхожу, лишенный окон.
Выхожу. Нельзя дышать.
Девочка толкает боком.
Говорит: давай мне жрать!

А на поле возле дома
Дышит в небо огород.
На его плацу зеленом
Безголовый батя. Вот

Элемент чужой, нелепый.
Косы слипшихся волос.
Девочка-девочка, ну где ты?
Видишь, как все запеклось?!

Посмотри! В траве высоко
Развеваются стручки.
Полного голов гороха.
Ты пока их есть начни!

Вырастешь, как лес, большая,
Выше эвкалиптов крон.
Жуй горох! И не спеша я
Со двора поплелся вон.

 

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

Вот уже третий месяц подряд по всей планете шли проливные дожди. Реки быстро наполнялись и разливались, затопили окрестные села. Поля, луга и леса постепенно превращались в однородную вязкую массу, Небо и не думало очищаться от темно-фиолетовых облаков.

Планету окружал огромный поток водянистых туч, через которые никак не могли пробиться солнечные лучи. Пустыни превращались в болота, а горы в водопадные пороги. Природа начинала лихорадочно карабкаться куда-нибудь повыше, потому что уже начинался настоящий потоп.

А дожди не кончались. Маленькие острова были уже затоплены: начинали медленно подниматься океаны!

Австралия лишилась своих лесных берегов, а Южная Америка потеряла хвост.

Все живое быстро поднималось вверх.

Через полгода единственным материком на земном шаре остались Гималаи. Но это был кишащий, непрерывно двигающийся клочок земли. Здесь шла жестокая борьба за существование: звери пожирали друг друга, а люди убивали друг друга. Жизнь превращалась в один сплошной ад. Но вода, несмотря на это, все прибавлялась.

Водяной черный поток несколько истощился но воды в нем еще оставалось на полное затопление и Гималаев… И именно в эту минуту а далекой планете Сириус в наушниках гулко прозвучал скрипучий голос:

– Шеф! Планета полностью освобождена от мусора. Теперь осталось осушить поверхность и можно завозить оружие…

Улина Ниловна ТЯМСКАЯ.

 

«ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП» НА ГОРОХОВОМ ПОЛЕ

Вы прочитали рассказ Улины Ниловны Тямской «Всемирный потоп»? Если нет, то обязательно прочтите. Совершенно по-другому автор описывает нам Божью кару за наши грехи. Потоп описан в Библии. Но опираться не столь сомнительный источник информации не имеет смысла, поскольку у нас есть более достоверные факты: рассказ Улины Ниловны. Великий Потоп продолжался по Библии 190 дней (40 дней шел дождь + 150 – стояла вода). На самом деле Господь Бог смог уложиться в 3 месяца. По-разному также трактуется цель Потопа. Бог говорит Ною в Библии, что очистит Землю от грешников, оставив Ноя с семьей в живых, – ибо они чисты. В «Великом потопе» скрипучий голос говорит шефу, что планета очищена от мусора, пора завозить оружие…

Если вам кто-то сказал, что «природа» – неодушевленное существительное, немедленно прекратите с ним общаться, ибо его глупость не имеет границ. Цитирую: «Природа начинала лихорадочно карабкаться куда-нибудь повыше…»

Перейдем к стихам. Елена Иванова. В ее балладе говорится о тяжелой доле женщин-рабынь, об импотенции капитана и о многом другом. Узнаем мы также о том, что поэтесса не очень любит предлоги, поскольку не видит разницы между словами «за» и «через»: «И капитан перегнувшись за борт,// Смотрит в глаза людей». Достается также и ударениям:

«В глаза’х твои’х ужа’с засты’л и во’прос…

Я сам не пишу стихов, но зато я их читаю, и лично мне кажется, что вполне можно обойтись и без слов «и вопрос», поскольку смысл от этого не очень пострадает, а стр
станет «причесанной».

Напоследок почитаем Сергея Лёвина. «Горох». Это страшное стихотворение. Во всяком случае мне так кажется. Поясню. Лирический герой ведет себя так, как будто смерть для него – привычное явление. Он не предпринимает никаких попыток помочь
вочке, а лишь «указывает
роховое поле: «Хавай
Безразличие. «Я» – это,
но, не ты, читатель? Не
ли до лампочки все то,
творится вокруг?..

Хочу обратиться к
авторам – нынешним и
щим. Внимательнее
Если вы обращаетесь к
ским мотивам, то
прежде в каждое слово
Успехов вам!

С. ТАМАХИН,
критик.

 

Слабонервных просим не читать

БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА,
или Похождения начинающего некрофила

«Оставь надежду,
всяк сюда входящий».
Данте
«Божественная комедия».

Каждому, наверное, хоть раз приходилось думаться о том, что же, собственно, ждет нас после смерти. О, нет, не думайте, что я начну повествовать о прелестях загробной жизни и живописать ад или рай. Нет. Меня, признаться, больше интересовал тот вопрос, что все-таки происходит с бренным телом, когда душа его уже благополучно покинула, а земле оное еще не предано. Как оказалось, происходит много чего интересного и значительного, особенно если вы померли не своей смертью на больничной койке.

Так вот в случаях убийства, самоубийства, в результате аварии и прочих неприятностей ваши останки оправят в морг.

Морг – это гостиница для трупов. Ну, не пять звездочек, конечно, однако, жалоб от клиентов не поступает.

Перво-наперво вас разденут, разуют и положат в хранилище. Запах там ужасный, обстановка убогая, но зато никто не тревожит.

Развлечениями вас обеспечат на следующем уровне, Доставив в «разделочную» –
святая святых морга. Если вы интересовались из чего же сделаны мальчики (и девочки) в разделочной вас просветят на этот счет, используя как учебное пособие ваше же бренное тело.

Очень милая молодая женщина разрежет кожу головы от уха до уха и, сняв скальп, примется распиливать череп ножовкой, затем вскроет его долотом и извлечет на свет божий мозг. Ваш торс обезо-браэит надрез от горла до па-ха. Сестра раздвинет кожу, вырежет грудину и ваши внут-ренности окажутся на столе рядом с вами.
(Кстати, совет тем, кто хо-чет начать новую жизнь -жизнь вегетарианца: сходите в морг. И потом, поедая мясо «невинно убиенных» живот-ных, вы будете вспоминать распотрошенный труп).
Боже вас упаси от мысли, что вскрывают трупы из праздного любопытства или от нечего делать. Нет. Все ва-ше добро будет изучать док-тор с целью найти следы на-сильственнои смерти и уста-новить причину оной. А если
льно иссле-енности, а ния милая в брюшную
полость бесполезной грудой и, как это ни печально, мозг окажется там же.

В пустой же череп будет помещена какая-нибудь дрянь типа вашего старого белья, рваной тряпки или чего еще похуже. Если содержимое вашего котелка при жизни не на много отличалось от подобной дряни, вы не потеряете ничего. Но представьте себе индивида, который всю свою жизнь бахвалился непомерно развитым интеллектом. Ему-то каково?.

После всех этих милых процедур вас опять отправят в хранилище, где на досуге вы поразмыслите о тленности всего сущего. Затем безутешно ликующие родственники заберут вас для захоронения. Если же родни нетути, государство безвозмездно похоронит вас, подобрав соответствующую компанию, чтобы скучно не было.

На этом ваши приключения кончатся. И как только первые комья земли стукнут по крышке вашего гроба, начнется скрытое он глаз живых таинство разложения. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Ольга ЛОВИЛИНА.

 

другие материалы:
Ирина Тягунова. А за вход брать не пробовали
Ирина Хуторная. Техникум станет филиалом
Екатерина Казанок. Чтобы не «выписаться», нужна свежесть мысли
Людмила Сокрушаева. Не сутулься, будь красивой
-Без внимания не останется никто
Юлия Ралдугина, Максим Польгов. Скучно жить в глуши
Ирина Тягунова. Оплачиваем свой проезд
Елена Иванова. Баллада о рабыне