Н. Ветлугин. Фольклор творится сейчас
Тамбовская правда. – 1990. – 29 апреля (№ 100). – с. 4.
ФОЛЬКЛОР ТВОРИТСЯ СЕЙЧАС
Фольклор бессмертен, как народ. Каким бы обильным и разнообразным ни был книжный и журнальный рынок, устное творчество будет жить в самых неожиданных формах. Мы слышали и помнили наизусть песни Владимира Высоцкого, еще не зная имени автора, – они стали для нас магнитофонным фольклором. А анекдоты? При всей своей гротесковости и грубоватости очи довольно томно отражают настроение народа, его отношение к тем или иным общественно-политическим событиям в стране. Недавно мы пробита пи главы из «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына. Но книга, пришедшая к читателю с запозданием в двадцать лет, не была для нас незнакомой, мы знали о ее содержании по рассказам тех. кому удалось ее прочесть. Чем не устное творчество?
Столь мозаичное вступление к короткой заметке необходимо для понимания причины появления в зале областной библиотеки имени А.С. Пушкина устной книги, с которой в один из вечеров выступил поэт и журналист, руководитель литературной студии «Слово» Сергей Бирюков. Автор-исполнитель назвал ее «Зевгма». Этот литературоведческий термин восходит к греческому понятию, означавшему «связку, сопряжение, мост». Бирюков придал этому слову расширительное толкование: «Зевгма» – это соединение автора с другими, превращение пунктира а непрерывную линию.
То, что прозвучало в устной книге, писалось в 70-е и 80-е годы, но не печаталось. И все эти годы в Тамбове существовал культурный слой, на котором расцветали разные цветы. И когда поэт Андрей Вознесенский в номере «Литературной газеты» от 4 апреля этого года отвечая на вопрос газеты, какой он хотел бы видеть «ЛГ» сегодня, сказал: «Хотелось бы больше внимания к новым живым художническим явлениям, скажем, к барнаульской «ЭРЕ», тамбовскому неоавангарду, пермским «детям стронция»… то он говорил именно о той культуре, которая развилась в устной форме.
Что представляет из себя устная книга «Зевгма»? По форме альманах, куда вошли литературоведческие эссе, стихи разных лет и разных авторов, воспоминания. Одна изглав книги (а их всего девять) звучит неожиданно: «На в лоб, болван!» Но прочтите эту фразу наоборот, и вы поймете, что в этой главе речь пойдет о палиндроме, мастером которого был тамбовчанин Н. Ладыгин. Тамбовский литературовед Борис Николаевич Двинянинов назвал еще такой стих перевертнем, окрашивая это слово своей неповторимой интонацией. Кстати, он очень высоко оценивал творчество Н. Ладыгина в этом жанре.
Мы сейчас много говорили о необходимости восстановления культуры, о возвращении забытых имен. Устная книга Сергея Бирюкова – один из мостиков, соединяющих прошлое и будущее. Но не следует также забывать, что современная культура творится сегодня. Воплотится ли она в печатном слове – вот в чем вопрос.
Н. ВЕТЛУГИН.