В. Челнавский. На скалы финские нисходит авангард — Студия «АЗ» / Академия Зауми

В. Челнавский. На скалы финские нисходит авангард

Город на Цне. – 1996. – 21 июля.

НА СКАЛЫ ФИНСКИЕ НИСХОДИТ АВАНГАРД

В. ЧЕЛНАВСКИЙ

В мае в Финляндии состоялся международный семинар по русскому авангарду «Органика, Елена Гуро, выход в и так далее». В нем принял участие наш земляк – поэт и филолог, доцент ТГУ Сергей Бирюков. Наша беседа состоялась вскоре после его возвращения.

– Сергей Евгеньевич, почему в Финляндии так интересуются русским авангардом, что даже организуют конференции и приглашают людей из России, вплоть до Тамбова?

– В Финляндии и во многих других странах на самом деле интересуются всем, авангардом особенно, – потому что это самое значительное из того, что выдвинуло русское искусство в XX веке. Авангардные идеи, рожденные в начале этого столетия, до сих пор питают мировое искусство и оказывают влияние на все сферы жизни. В Финляндии всегда серьезно занимались русским искусством. Назову три имени, хорошо известные в наших филологических кругах: Наталья Башмакова, Барбара Леннквист, Пекка Песонен. Все они – авторы многих исследований по русской литературе.

– Вы упомянули Наталью Башмакову. Она живет в Финляндии?

– Наталья Владимировна происходит из старинной русской семьи, жившей там до 1917 года. Я познакомился с ее матерью – Верой Ивановной, которой 90 лет и которая прекрасно говорит по-русски. Наталья Башмакова – профессор университета Йоенсуу и научный сотрудник Института России и Восточной Европы – как раз и была главным организатором семинара! Помимо исследований по авангарду она – автор работ о русских в Финляндии. Благодаря своему авторитету в стране нашла спонсоров для конференции, среди которых известнейшая фирма по производству замков «Аблой». Не будь меценатов, конечно, не удалось бы привезти такую «команду» из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Тамбова, Петрозаводска… Российские ученые, как известно, не очень денежные люди.

– А какие еще страны были представлены?

– Венгрия, Италия, Германия, США, Польша, Хорватия, Югославия, Швеция, Чехия, Украина. Бо-лее семидесяти человек.

– Как проходила конференция?

– Она открылась в Хельсинкском университете мастерской для аспирантов «Философский контекст русского модернизма и постмодернизма», на которой в качестве мэтров выступили Алексей Грякалов и Борис Шифрин из Санкт-Петербурга, а также и ваш покорный слуга. Затем аспиранты представили свои сообщения, состоялась дискуссия, а потом – пленарная сессия. Далее Наталья Башмакова представила выставку в Институте России «По-Финляндской дороге; Карельский перешеек 1900-1914». Затем поездом отправилась в Йоенсуу (ночь езды). В местном университете нас ждала выставка студентов-русистов и учеников базовой школы, просто удивительная по изобретательности, художественной фантазии, свободе обращения с иноязычным материалом. Здесь мы прослушали несколько докладов и пошли на выставку «Возврат к природе» в городском музее изобразительных искусств. И оттуда отправились автобусами на Новый Валаам. Это известный православный монастырь, при котором действует академия. Там и прошли три напряженнейших и замечательных дня семинара. Вся атмосфера Нового Валаама удивительно точно отвечала направленности этого собрания исследователей авангарда.

– А что понимается под органикой и почему центральным именем стала Елена Гуро?

– Елена Гуро – тончайший поэт и художниц Эта хрупкая женщина создала удивительный мир, очень близкий природе. Ее поэзия – поэзия растущего: цветка, дерева, камня, человека… Елене Генриховне судьбой было очень мало отведено времени. В 1908 году она выпустила свою первую книгу «Шарманка», а в 1913-м умерла, тридцати шести лет. Немногие и тогда и после смогли услышать тихий голос этой женщины. После 1914 года, когда вышел ее сборник «Небесные верблюжата», лишь в 1993-м в России появилась ее книга избранного (издал Ростовский университет). Писали 6 ней у нас очень мало. А на Западе, особенно в Швеции, Финляндии, Италии, – давний и серьезный интерес к творчеству Гуро. Сейчас вышел ее новый сборник в Швеции – по-русски и в переводе. Наталья Башмакова готовит к печати свою книгу о Гуро.

Елена и ее муж – художник Михаил Матюшин – были тесно связаны с Хлебниковым, Маяковским, Крученых, другими футуристами. В недрах авангарда и родилась идея органического искусства – то есть непрерывного роста, постоянных поисков постижения гармонии. У Гуро и Матюшина были и есть последователи. Одним из них стал выдающийся русский художник Борис Эндер. На нашем семинаре, кстати, выступала с очень интересным докладом его дочь Зоя Эндер.

– Вы тоже считаете себя последователем?

– Было бы слишком самонадеянно что-то такое о себе говорить. Я открыл для себя Гуро, когда мне было восемнадцать лет. Это было в 1968 году, мы с друзьями тогда переписывали ее стихи в свои тетради. С тех пор прошло много лет, образ Гуро менялся в моем представлении. И вот я дожил до того момента, когда моя дочь – Лиза – подарила мне портрет Елены Гуро собственной работы. Я вручил его Наталье Владимировне Башмаковой.

– Семинар, вероятно, включал .в себя какие-то мероприятия помимо докладов и выставок?

– Да, конечно. В Свято-Преображенском храме на Новом Валааме состоялась панихида по Елене Гуро. И там же концерт хора «Канцонетта», который представил в том числе цикл композитора Леонида Башмакова на стихи Гуро «Северная тишина». Кроме того, прошло два вечера поэзии. У нас было еще три свободных дня в Хельсинки, и мне удалось осуществить свою мечту и немного поработать в легендарной Славянской библиотеке. Мы побродили по городу, довольно часто встречая наших соотечественников, воскресным днем побывали на рок-концерте, который проходил возле памятника русскому императору Александру II. Довольно большая Сенатская площадь была сплошь уставлена мотоциклами всех цветов и оттенков. Возраст слушателей примерно от четырех лет. до шестидесяти. Концерт длился до позднего вечера, поскольку, как написал Боратынский, отбывавший в свое время ссылку в Финляндии, «на скалы финские без мрака ночь нисходит». Скалы и камни финские удивительны. В них скрыта мощная поэзия. Когда это видишь, кажется, лучше начинаешь понимать природу нашего северного авангарда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.