Е. Мусорина. Как вы сейчас относитесь к стилю социалистического реализма в живописи?
Новости. – 2004. – 16 июня (№ 23). – с. 3.
ПЕРЕЖИВШИЙ СТОЛЕТИЕ
Куряне отметили 105 лет со дня рождения замечательного художника, своего земляка Александра Дейнеки.
В этом году день рождения мастера социалистического реализма был ознаменован открытием новой выставки в Курской областной картинной галерее, которая носит имя Дейнеки. Выставка состоит из 120 картин, хранящихся в фондах. Тематическая экспозиция посвящена творчеству художника. Живописные и графические работы из собрания галереи, объединенные вместе под названием «Другой путь», будут радовать курян до конца июля.
КАК ВЫ СЕЙЧАС ОТНОСИТЕСЬ К СТИЛЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ЖИВОПИСИ?
Алла ШЕСТЕРИНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина:
– К такому направлению, как социалистический реализм, я отношусь как к факту в истории, имеющему глубокие корни. Безусловно, в этой сфере есть очень талантливые произведения, которые вызывают чувство восхищения. Однако, с эмоциональной точки зрения, мне такое направление не близко.
Дарья ЗАГОРОДНОВА, студентка 2 курса ТГУ им. Г.Р. Державина:
– Считаю, что такое направление, как социалистический реализм, сегодня уже не актуально. Вся современная молодежь не с юмором, а даже с сарказмом относится к тому, что связано с эпохой социализма, с такими понятиями, как «СССР», «марксизм-ленинизм», «капитализм», в целом к социалистическому времени. Тем более направления в живописи на социалистическую тематику сейчас не востребованы. Мне бы, например, гораздо интереснее было бы сходить на выставку современных компьютерных технологий, нежели посетить выставку с картинами, изображающими эпоху социализма. Я считаю, что все это – пережиток прошлого.
Надежда МЕЛЕХОВА, студентка 2 курса ТГУ им. Г.Р. Державина:
– Отрицательно отношусь. Все это осталось вехой прошлого. Зачем соцреализм нужен сейчас? Конечно, тем, кто увлекается живописью, направления, различные художественные стили имеют какое-то значение. А нам, людям, живущим в XXI веке, зачем нужны пережитки прошлого? На прошлое не оглядываются. Лучше жить настоящим и любоваться либо классическими, либо современными произведениями искусства.
Кирилл ЧЕРТЫКОВЦЕВ, творческий человек, студент:
– Социалистический реализм – самое глупое направление в искусстве, в частности в российской живописи. «Совковое» влияние на искусство не принесло ничего положительного в живописи. Мало того, дамоклов меч номенклатурных бюрократов, висевший над головами весьма средних художников, сводил на нет их и без того низкий художественный потенциал.
Алина ЕВЛЮХИНА, студентка 4 курса ТГУ им. Г.Р. Державина:
– Это направление устарело однозначно. Само словосочетание «социалистический реализм» вызывает у меня отвращение. Оно, во-первых, грубо; во-вторых, весьма примитивно. Одним словом, анахронизм. Это направление должно остаться просто фактом истории.
Алексей БЛАГУШИН, вольный художник:
– Насчет социалистического реализма я скажу так: конечно, художников того периода заставляли творить в рамках этого направления. Безусловно, были свои находки, талантливые работы, которые внесли свой вклад в историю мировой живописи. Художника-соцреалиста Александра Дейнеку я могу назвать одним из самых любимых и глубоко мною почитаемых. Его творчество нельзя ограничить только живописью. Ведь он еще и скульптор, и мастер мозаичного панно. Мне, например, особенно нравятся его работы-мозаики. В московском метро есть станция Маяковского – это его бессмертное творение, которым я восхищаюсь каждый раз, когда приезжаю в Москву. Смотрю на этот шедевр и вдохновляюсь!
Записала Е. МУСОРИНА
РЕНЛИЗМ – ЛЮБОЙ, КРОМЕ «ПОЛЗУЧЕГО»
Любить или даже просто ценить (в смысле – отдавать должное) социалистический реализм, сами понимаете, неприлично. Прямо-таки – недостойно. Особенно, если ты претендуешь на гордое звание интеллигента. Пишущему данные заметки это известно, кроме того, пишущий не вправе считать себя настолько подкованным в истории и теории искусства, чтобы биться за художника Дейнеку как ярчайшего представителя соцреализма. Может, в таком подходе есть некоторое малодушие, потому что творчество этого художника мне очень симпатично. И, несмотря на отчасти разделяемое мною априорно-негативное отношение к соцреализму, герои полотен и мозаик Дейнеки мне нравятся. Подкупает оптимизм, какой-то солнечный, художественный и надхудожественный одновременно…
Но вообще-то я о другом. Итак, носящие гордое звание интеллигента пожимают плечами на «соцреализм» – а вот как назвать тот стиль и метод, в котором творят вполне современные и популярные деятели искусства, от Зураба Церетели и Никаса Софронова до Даши Асламовой и Дарьи Донцовой. Их-то смотрим, видим, читаем. Обсуждаем-рассуждаем, находим степень востребованности и выполнение какой-нибудь функции. Носы, опять же, не морщим.
К какому стилю причислить этих творцов? Можно, конечно, изловчиться и впихнуть их в, допустим, постмодернизм, объясняя это тем, что он – цитата цитаты, значит, возможно все. Но если смотреть на вещи, т.е. произведения искусства, прямо, то следует признать, что популярное, в том числе и среди «умных», искусство – это некоторым образом «ползучий реализм».
Не хочется никого осуждать за предпочтения или оценки. И выступать с лекцией не хочется, да и не можется. Зато – помнится. Помнится, как социалистический реализм был единственно верным стилем и методом. Истина считалась непогрешимой. В той же самой мере, в какой сейчас непогрешимым и неколебимым считается обратное. Реализм же бывает всякий: критический и фантастический, социалистический, нео-, гипер- и сюр-. Есть яркие – настоящие – имена в каждом из этих направлений искусства. Вот только «ползучий реализм» стоит особняком. Не потому, что чрезмерно популярен, а потому, что к искусству, несмотря на ярко выраженную (особенно в сравнении с соцреализмом) современность и актуальность, отношения не имеет.