В. Руделев. Почему на свадьбе молодым кричат «горько»!
Голос Притамбовья. – 1999. – 26 мая (№ 41-42).
ПОЧЕМУ НА СВАДЬБЕ МОЛОДЫМ КРИЧАТ «ГОРЬКО»!
Ответ напрашивается простой: гости хотят, чтобы молодые поцеловались, и потому ссылаются на «горькую» еду: ее надо подсластить поцелуем. Все, как будто бы, безупречно, но через эту безупречность проглядывает затемненная логика более древних событий. Начнем с того, что возглас «Горько» очень созвучен слову «горка». Праздник есть такой у православных русских людей — «Красная горка», и на Красную горку происходят свадьбы-венчания. Вряд ли случайно это необыкновенное созвучие. Красная горка была композиционно непроста: наступал момент, когда происходило событие, которое оповещалось возгласом «Горка!», и это было сигналом разрешенной близости между женихом и невестой (им пора была поцеловаться). Что же это за момент? Прежде, чем ответить на этот вопрос, решим другую задачу: что такое «Красная горка». Почему «горка» и почему «красная»?
Красная горка – это воскресение после первой пасхальной недели, своего рода продолжение Пасхи, Антипасха: при этом название вероятно, более древнее, чем первое, и имеющее уже забытый древний смысл. Попробуем в нем разобраться. Прежде всего, об эпитете «красный». Это объяснить (по крайней мере на каком-то очень внешнем уровне) просто: на Антипасху в церквах преобладает радостный, солнечный цвет – красный. В красных облачениях священик и диакон; красные завесы над вратами алтарей; снова обилие крашеных яиц (как на Пасху). Красная горка – радостный день, яркий праздник, в какой-то момент достигающий апофеоза. Но почему все-таки «горка»? Вот здесь начинается самое трудное наше восхождение к первоначальному смыслу. Связь брачных праздников (свадеб-венчаний) с «красным» Солнцем очевидна, хорошо ощутима (ср. хотя бы весеннюю сказку А.Н. Островского «Снегурочка». Между тем солнечным символом была одна из букв древней славянской азбуки (ее теперь называют глаголицей, и она, видимо, существовала задолго до обработки славянской азбуки Константином-Кириллом. Эта буква представляла собой круг с двумя лучами («усиками») вверху и двумя лучами внизу; верхние лучики были повернуты влево, нижние вправо (это было точное изображение движения солнца по небосклону). Солнечная буква, однако, не называлась словом «солнце» и не отражала фонему [с], она называлась словом «холмъ» (хълмъ» или «хьлмъ»; могло быть даже «хеломъ»; в старославянской языке – «хлъмъ) и обозначала фонему [х]. В азбуке Константина-Кирилла ей соответствовала иная буква с именем «херувим», но в обиходе была и старая буква «хълмъ» («хьлмъ», «хеломъ») всего лишь для одного слова со значением (холм), (гора), но почему-то внутренней формой этого слова было значение «солнце». Если принять во внимание те варианты слова «хълмъ», в котором после [х] был высокий гласный [ь] или [е], то понятно созвучие слов «хьлмъ» и «сълньце»; перед высокими гласными в самые древние славянские времена фонема [х] выстуг пала в варианте [с], тождественном фонеме [с] слова «солнце» или близком к ней; только потом этот вариант укрепился в виде шипящей фонему [ш] (так называемое «первое» переходное смягчение), но уже совершенно точного созвучия слова со значением (холи), (гора) и слова со значением (солнце) не стало. Зато произошло сближение смыслов названия буквы «хълмъ» (старославянск. «хлъмъ») и буквы «херувичмъ»; последняя, будучи именем Богоматери Марии («Честнейшая Херувимъ…») придала букве «хлъмъ» божественное значение: «Красный Хлъмъ» теперь уже соединяет первоначальный, солнечный смысл со смыслом (Богородица), (Мария),
(«Честнейшая Херувимъ и славнейшая без сравнения Серафимъ»).
В эпоху гонения на иконы, особенно на образы Богородицы (125 лет, с 717 по 842 г.), солнцеподобная буква Хлъмъ (иди Шеломъ) в православной среде, где Богородице не переставали поклоняться, но держали ее образ и имя в тайне, могла быть сокровенным благословляющим молодоженов знаком. Таинственный смысл усиливался тем, что слово «хлъмъ» заменялось синонимичным «горка». Теперь уже внесение столь необычного образа Приснодевы Марии для благословения молодых и возглас «Горка!» почти ничего не значит, и можно было связывать с ним значение, далекое от первоначального (ср. крик «Горько!»).
***
Итак, вынос божественного символа «Красный Холм» («Красная Горка»).для благословения жениха и невесты и есть то кульминационное событие, которое по сути начинает свадьбу (молодые целуются, гости пьют за их здоровье и т.д.).
Но вот еще одно древнее русское выражение (оно несколько раз встречается в «Слове о полку Игореве») – О русская земле, уже бо за Шеломянемъ оси». Конечно, связывать предел Русской земли с какой-либо ограничивающей пространство горой банально: теряется целая цепочка нанизываемых друг на друга символов. Если же и в данном случае усмотреть смысл, содержащийся в букве Хьлмъ (Шеломъ), то можно интересно представить нахождение Светлой (Белой) земли, т.е. Руси: она всегда на Западе, там, куда заходит солнце; восточные земли для русских людей всегда были черными, окраинными, немыми. Пройден (например, воинами) небольшой путь на восток, наступил вечер, солнце почти село. И вот за ним, теперь уж и неблизко, – Русская земля.
Вот какие древние смыслы-символы хранит наш прекрасный язык. И как быстро мы все это позабыли. Пора начать вспоминать!
В. РУДЕЛЕВ,
профессор, доктор филологических наук,
член Союза российский писателей.
12 мая 1999 г.