Журналист и Ко (Голос Притамбовья). – 1999. – март (№ 4).
ПУШКИН НИКИФОРОВА
Живет в Тамбове очень интересный человек. Шагает почти в ногу с веком. Недавно ему исполнилось 85 лет. Отстает от века всего лишь на каких-то 15 лет… Посчастливилось ему побывать во многих странах, повстречаться и познакомиться с интереснейшими людьми, можно сказать, историческими личностями. Зовут его – Николай Алексеевич Никифоров, журналист, краевед и собиратель.
В его коллекции – масса разнообразных вещей, связанных с именами известных людей – поэтов, писателей, исторических деятелей. Фундамент коллекции был заложен 70 лет назад, когда Николаю Алексеевичу было 15 лет. Первыми экземплярами оказались три японских открытки. И с тех пор интерес к собирательству не иссякал. В коллекции вещи, связанные с Маяковским, Есениным… Но далее речь пойдет о вещах, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина.
Николай Алексеевич часто бывает в Знаменке, где родилась Наталья Гончарова, бывает в Арапово. Там он нашел печатку из горного хрусталя, принадлежавшую жене Александра Сергеевича. Вещи, привезенные из Арапова, возможно принадлежавшие поэту – чайные ложки, бокалы, хрустальная солонка. В коллекции Николая Алексеевича есть письмо к братьям Зубовым, в котором Пушкин на французском языке объясняется в любви к их сестре. Есть бронзовая медаль, вылущенная к столетию со дня рождения поэта.
Кстати, с точно такой же медали начинался пушкинский музей в Москве. Неопубликованные портреты Пушкина занимают почетное место в коллекции собирателя Никифорова. Работа немецкого художника: акварельный портрет поэта, иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»; портрет поэта, выполненный художником Карловым.
В коллекции есть прижизненные издания пушкинских произведений, редкие издания, например, небольшая брошюра со стихами поэта 1918 года издания. Но, пожалуй, самым интересным и ценным экземпляром коллекции является посмертная маска поэта. Когда человек умрет, ему специальными средствами обрабатывают кожу, накладывают гипс, делают отливы. На маске помещена деревянная вставка, где указана начальная буква художника, сделавшего маску и дата: 1837 год. Маска зарегистрирована и проверена. А история появления этого экспоната в коллекции очень интересна. Приехал как-то Николай Алексеевич к своей сестре в Петербург. И однажды к ней в гости зашел ее знакомый. Николай Алексеевич рассказывал о своих находках, открытиях, новых своих экземплярах в коллекции. И бот знакомый сестры поведал историю о том, как он после блокады в одной из куч хлама обнаружил некую коробку. Там было что-то напоминающее лицо статуи, только почему-то черное. И пригласил к себе домой Николай Алексеевича посмотреть находку. Увидев лицо этой статуи, Николай Алексеевич ахнул. Это же была посмертная маска Пушкина! Узнав, какую ценность имеет зто «лицо статуи», обладатели маски для личного спокойствия решили поскорее от нее избавиться, любезно и бесплатно предложив маску Николаю Алексеевичу. Так этот ценный экспонат попал в коллекцию.
– Николай Алексеевич, были ли предложения купить какой-либо экземпляр из вашей коллекции?
– Такие предложения были, но я ничего не продаю. У меня на печке написано крупными буквами: «В этом доме ничего не подают, не продают, ничего не меняют». Если человек желает что-то купить, то я под любым предлогом стараюсь выпроводить его из дома. Но я ни в коем случае не скупой рыцарь. С удовольствием все рассказываю, показываю людям. О пушкинской маске, например, был снят телевизионный фильм.
– Что из творчества Александра Сергеевича вам близко?
– Сказки. В детстве очень верил пушкинским сказкам. Верил, что все так и происходило в действительности. И рыбак из «Золотой рыбки» был самым настоящим, из жизни. Так переживал за старика, а эту бабку, которая его к морю посылала, возненавидел. У нас соседка была, я почему-то ее ассоциировал с этой бабкой из сказки. Соседка была вредная, ее никто не любил, «не казалось, что Пушкин знал нашу соседку и именно с нее писал свою героиню. Ну и, конечно, мне очень нравятся эпиграммы Александра Сергеевича. Очень нравятся.
Людмила СОКРУШАЕВА.
Фото А. Осташкова.
Я НЕВЕЧНА. БЕСПЕЧНА
В свежести ливневой ночи
что-то ужасно – манящее.
Что-то молчаньем кричащее.
Шаг вверх.
Стоять на подоконнике смешно.
Шаг вниз.
И дверью станет мне окно.
Как коротка дорога
в новую жизнь –
три этажа!
Даже взглядом не трогай —
мне и тебя не жаль!
***
Я невечна, беспечна, у края
бездны – сказки танцую.
Мне не надо ни ада, ни рая –
только вкус твоего поцелуя.
Если сбросить душу мою
С полнолуния
на апрельский лед,
Он своими колючими пальцами
Из воды ей венок сплетет.
Я невечна, беспечна, крылата, –
пантомиму кротко пою.
Мне любви твоей даже не надо,
Дай мне всю нелюбовь твою!
Утопил бы меня в себе,
будто каменную,
полуношный лес…
Я невечна, я беспечна…
ЗА ОДНИМ СТОЛОМ
Отрадно, что журналисты разных газет, в том числе и районных, нашей, сравнительно небольшой области, собираются вместе. Жаль, что это случается редко. Я вовсе не веду речи о совещаниях журналистов на уровне редакторов. Они-то как раз общаются друг с другом гораздо чаще, нежели рядовые корреспонденты СМИ.
Но такую возможность, вопреки всем нынешним кризисам, имели недавно и молодые тамбовские газетчики. По инициативе главного редактора городской газеты «Мичуринская правда» В. Аршанского состоялся, как сказали бы раньше, слет молодых журналистов. В программе же это мероприятие было заявлено несколько проще – семинар. В роли организаторов успешно выступили: комитет по печати администрации области, областное управление Союза журналистов России и уже названная газета, в редакции которой, собственно, и прошел семинар. Он был объединен общей, может быть, немного пространственной темой: «Деятельность средств массовой информации в современных условиях и их роль в формировании общественного мнения».
В первый день пребывания в Мичуринске сотрудники петровской, сосновской, моршанской, жердевской, ржаксинской и других районных газет, а также студенты отделения журналистики Державинского университета познакомились с творческим коллективом городской газеты, условиями труда редакции. И были приятно удивлены, во-первых, просторным помещением, в котором практически у каждого корреспондента есть свой кабинет. Кроме того, в редакции имеется зал для отдыха, где в минуты досуга можно попить чай, посмотреть телевизор и даже заняться физическими упражнениями на спортивных тренажерах. Во-вторых, поразило доброжелательное отношение мичуринских журналистов к коллегам, что, к сожалению, встретить можно далеко не везде.
С докладом «СМИ Тамбовской области, их роль и значение в политике и экономике, условия деятельности и перспективы развития» выступил председатель комитета по печати Ю. Скосырев. Из уст его прозвучала довольно любопытная информация.
Среди районных и городских газет особо выделяются «Мичуринская правда», моршанское «Согласие» и «Кирсановская газета». Они обеспечивают сами себя финансовыми средствами на 100 и более процентов. И не только за счет рекламы и объявлений, иных коммерческих публикаций. Тираж растет еще и потому, что содержательная сторона газет отвечает интересам читателей. Так, сампурская газета увеличила тираж, проведя ряд рейдов по селам и опубликовав материалы «с мест» о людях труда, проблемах крестьянства, приурочив все это к 70-летию района. В то время, когда журналисты других «районок» черпают информацию из глубинки либо с помощью телефонного звонка в сельсовет, либо по слухам. Не всегда соблюдается Закон РФ «О средствах массовой информации», например, редактором «Инжавинского вестника» Г. Пьяновым допущено грубейшее искажение фактов. На настоящий момент 7 районных газет работают пока по старой технологии, другие перешли на компьютерную технологию. В районных, городских и областных газетах работает 284 человека, из которых до 30 лет – 40, до 40 лет – 68. до 50 лет – 102 и свыше 50 лет – 74 человека. Налицо наблюдается тенденция к «старению» тамбовской журналистики. Из 284 журналистов 150 имеют высшее образование. Из них 44 – специальное журналистское, 74 – педагогическое, 62 – среднее и 4 человека на текущий момент обучаются в вузах. Ежегодно 5-7 человек направляются на факультеты и отделения журналистики для получения образования. Но зачастую полностью не финансируется комитетом по печати их обучение в вузах. Тем не менее комитету по печати, отметил Ю. Скосырев, необходимо коренным образом менять отношение к подготовке кадров молодых журналистов.
В районный прессе слабо развита или не развита вообще контрактная система по привлечению журналистов для работы. Это тоже «белое» пятно на фоне деятельности местных СМИ. Отсюда — отсутствие актуальности и публицистичности публикуемых материалов. Газета, как верно сказал В. Аршанский, любит пахарей. Этого, видимо, не хотят понимать, скажем, в «Пичаевской вестнике», где ошибочно считают: как нам платят деньги, так мы и работаем. «Пичаевский вестник», кстати, обеспечивает себя средствами лишь на 25% и находится в худшем случае под угрозой закрытия, в лучшем – возможно объединение с соседней по району газетой.
Весьма значительным фактором неблагополучного существования газеты является атмосфера недоверия внутри коллектива. Формула – ничего никогда не надо скрывать редактору от коллектива и никогда ничего не надо скрывать коллективу от редактора — залог успеха и популярности возглавляемой В. Аршанским «Мичуринской правды». Ее корреспонденты получают зарплату в размере от 1600 до 1800 рублей, потому что работают на газету и для читателя, а не сидят сложа руки и не ждут денег федерального бюджета.
В первый же день проведения семинара молодые журналисты встретились с заместителем директора Всероссийского научно-исследовательского института им. И.В. Мичурина, кандидатом экономических наук В. Скрипниковым и директором Мичуринского экспериментального завода по производству высококачественного спирта и водки Н. Кошаровой. Участники семинара удачно справились с дегустацией продукции ВНИИС и МЭЗ. А между этими увлекающими занятиями было прослушано полезное сообщение мастера издательского центра государственного предприятия «Ремснабпечать» В. Костюк об основных тенденциях и требованиях, предъявляемых к современным методам набора и газетной верстки.
На второй день состоялся обстоятельный анализ творчества журналистов, принявших участие в семинаре. Отмечен, в целом, высокий уровень профессиональной подготовки молодых журналистов. Заслуживающим внимания, в частности, были названы членами Союза журналистов России М. Сергейчиком, А. Мачульским и Е. Мещеряковым публикации редакторов газеты «Новости» С. Рудакова и М. Романова, корреспондента «Сосновского слова» Е. Симоновой, журналистов моршанского «Согласия» Н. Чуженьковой и Е. Лакиной. Обозреватели благосклонно отнеслись к своим младшим коллегам и в корректной форме указали на ряд недостатков в сборе информации для газетного материала и его подготовке к печати. После чего участники семинара посетили музей-усадьбу А.М. Герасимова и дом-музей И.В. Мичурина, где, конечно же, остались с массой впечатлений и получили эстетического удовольствие от увиденного.
Обед в столовой экспериментального завода подвел итоги семинара молодых журналистов, которые выразили искреннюю благодарность заслуженному работнику культуры РФ В. Аршанскому, от «А» до «Я» позаботившемуся о «племени младом» во время пребывания в Мичуринске, и устроителям этой неформальной встречи из комитета по печати Ю. Скосыреву и А. Рыжкову.
В знак памяти о семинаре молодых журналистов В. Аршанский подарил всем участникам сборник своих рассказов и повестей «Встреча». Эта «Встреча» будет напоминать всем о прекрасной встрече за одним столом молодых журналистов и наших старших товарищей. Встрече, которая прошла на равных.
ВСЕГДА РАЗНЫЙ ЮРИЙ ТОМИЛИН
Как известно, все новое – эта хорошо забытое старое. Существовали в былые времена театральные гостиные, на которых драматические актеры раскрывали собравшимся различные стороны своего таланта. И вот пришло время возродить старину. В конце февраля в Тамбовской картинной галере в первой театральной гостиной собралось несколько десятков человек. На импровизированной сцене перед ними предстал заслуженный артист России Юрий Томилин. И зрители в полной мере смогли увидеть и оценить многогранность таланта этого человека.
…Погас свет. Лишь желтый луч прожектора одиноко освещал сцену. И вот перед затихшим залом разыгралась драма старого, больного пса по кличке Фауст. Стоя посреди свалки ночью, пес рассказывал о своей молодости, когда он еще был силен и красив, о довольной жизни в доме хозяина, от которого потом сбежал по глупости. Пес поведал о своей любви к хозяину. Фауст восхищался им, его красивым домом, его образом жизни, мечтая еще хоть раз увидеть его во сем блеске. Вспоминая счастливые времена, пес срывал с головы шапку и воодушевленно говорил, а потом вдруг возвращался в реальный мир, взор его потухал, и головной убор вновь возвращался на свое законное место.
И вот, рассуждая, философствуя, пес замечает своего хозяина, бурная радость сменяется страхом, что тот увидит его таким старым и обессиленным. «Но что это? Почему хозяин гак одет? Откуда эти рваные, грязные одежды? И что он делает здесь, на помойке? Неужели… Нет, нет, этого не может быть. Но…» Фауст видит хозяина, которого знал когда-то во всем его блеске и которого боготворил. Теперь это старый, усталый, нищий человек. Сердце пса не может принять такую горькую правду. Финал драматичен. И это одна из самых сильных сцен в пьесе.
В антракте собравшиеся имели возможность посмотреть выставку тамбовского художника Бориса Фомина «Мой Пушкин», немного размяться и обсудить только что закончившееся действо.
Но вот все снова заняли свои места. Начинается второе отделение. При ярком свете на сцене появляется Юрий Томилин, теперь уже в великолепном черном костюме. С чувством читает он стихи Пушкина, И вдруг через минуту превращается в сказочного персонажа и поет песенку Бабы-Яги. Серьезные стихи Набокова, Евтушенко перемежаются детской песенкой, сатирической поэмой о Тамбове, грустными лирическими песнями.
И каждый раз Ю. Томилин предстает перед нами с какой-то другой стороны, не похожей на прежнюю. Он предстает перед нами разный.
По завершению вечера артисту с благодарностью были вручены цветы и весьма аппетитный торт.
ФРОНТОВИКИ, СНИМИТЕ ОРДЕНА?
В этот не по-зимнему теплый февральский дань горой плакал. Крупные капли шлепались, постукивая, на обледенелые тротуары, на шляпы и пальто прохожих, бранивших непогоду и гололед на чем свет стоит.
Рыночные торговцы, тем не менее, продолжали свою незатейливую работу, стараясь укрыть товары от дождя. Мое внимание привлек один из прилавков, покрытый куском кумача, где .дождь, капая на давно не чищенные медали, смывал с них слой серо-зеленого налета.
«Вы брать-то будете? Откалывать?» – вдруг услышала я нетерпеливые реплики продавца. Мальчишка лет девятнадцати пытался сбыть свой «товар». Поинтересовавшись ценой, я с удивлением узнала, что купить воинские награды наших ветеранов можно фактически за бесценок: 5-10 рублей. Да, когда-то с этими знаками доблести обходились совершенно по-другому, и увидеть их можно было или «на груди, или на подушке впереди». Теперь же появился и третий аспект. Весь наградной «ассортимент»- юбилейные медали Великой Победы: двадцать, сорок, наконец, пятьдесят лет… Да, древностей, пожалуй, мне не найти. Вряд ли защитники царской России в свое время продавали доставшиеся потом и кровью Георгиевские кресты.
Продавец и сам понимает всю горечь этого явления, а потому настойчиво утверждает, что распродает свою старую коллекцию. Для оправдания его слов искать доказательств не нужно: рядом с ним висит табличка с объявлением из разряда «куплю».
Думаю, вы сами поняли, что.
Видя столь плачевную картину, невольно вспоминаешь о том, что вся история человечества — огромная груда, ошибок, среди которых можно порой отыскать какие-либо истины. Но какой ценой?! Ценой жизни наших стариков, загубленных под самый конец; ценой их то ли от холода, то ли по другим всем понятным причинам слезящихся глаз? Ценой еще по-настоящему не начавшейся жизни молодого поколения, до срока испорченного жаждой денег и безразличием к духовному?
Оба эти поколения стали жертвами. Чего? Возможно, обстоятельств, или же конкретного властьимущего слоя – в этом еще предстоит разобраться нашим многочисленным потомкам. А для того, чтобы они смогли это сделать, и не допустить в последствии наших ошибок, нужно обеспечить преемственность моральных, духовных ценностей, оставить о себе память как о людях, способных любить и защищать свою Родину, и пусть заключается эта память не только в трудах историков, но ив вышеупомянутых наградах.
Конечно, действия государства по отношению к гражданину диктуют чувства человека к полученной награде. Так, на злополучном кумачовом прилавке больше всего медалей, врученных на пятидесятилетие Победы в 1995 году, когда правительство вспомнило на месяц о тех, без кого могло и не быть больше России. Но, все-таки кто знает, почему бывший воин решил поменять свою награду на горстку железных рублей. Наверное, не из-за того, что надоела ему эта памятная вещь, не из-за того, что наградило его медалью правительство страны, уже несколько лет не существующей. Скорее потому, что не хватило денег на хлеб, а до вечно ожидаемой выплаты пенсии было очень далеко.
Все понимают порочность продажи этих реликвий. «Ничего не берут», – безнадежно признается озабоченный продавец. Кому же нужны медаль или орден, полученные не за собственные заслуги? Нас может обманывать кто угодно, но обмануть самих себя – это, пожалуй, слишком.
… Пасмурный февральский день. Вечно спешащие люди на городских улицах. Замерзнувший паренек продает медали у входа на Центральный рынок. С неба что-то капает: то ли дождь, то ли слезы Бога, уставшего спасать своих земных чад.
Ирина САЙГАНОВА.