Николай Байтов. Человек звучащий

Книжное обозрение. – 2001. – 15 января (№ 2). – с. 3.

ЧЕЛОВЕК ЗВУЧАЩИЙ

О саунд-поэзии мы почти ничего не знаем. Между тем на Западе она имеет большую историю. В Германии и в Америке проводятся фестивали саунд-поэзии, собирающие иногда до нескольких тысяч слушателей. Выпускаются компакт-диски и толстые тома теоретических материалов.

Обо всем этом недавно рассказывал Дмитрий Булатов, художник и саунд-поэт из Калининграда, когда в музее «Зверевский центр современного искусства» демонстрировал свою коллекцию саунд-поэзии мира, которую собрал в процессе подготовки антологии «Homo Sonorus» (человек звучащий). Эта антология, создаваемая при поддержке Министерства культуры РФ и нескольких национальных культурных центров, должна выйти в марте 2001 года. Она будет состоять из книги статей по истории и теории этого искусства и четырёх компакт-дисков, на которых собраны наиболее интересные записи 90-х годов.

Архивные записи в антологию не войдут, но Дмитрий булатов использует их в своих лекциях, рассказывая о развитии саунд-поэзии, её направлениях, последовательно сменявших друг друга начиная с 1905 года. Это итальянский футуризм, дадаизм, летроизм… Из наших соотечественников сохранился голос только Ильи Зданевича. Однако в антологии Россия будет представлена несколькими достойными современными авторами – такими, как Сергей Бирюков, Сергей Сигей, Ры Никонова, Дмитрий Александрович Пригов.

Антология «Homo Sonorus» – это вторая часть трехчастного проекта Булатова. Первая часть посвящена визуальной поэзии. Она называется Точка зрения и выпущена в 1998 году калининградским издательством «Симплиций». Последняя часть, которую Булатова ещё предстоит собирать, будет посвящена жестокой поэзии и тем поэтическим областях, которые граничат с перформансом. Она будет состоять уже из видеоматериалов.

Николай Байтов