Данила Давыдов. Исследования энтузиаста

Книжное обозрение. – 2006. – № 40. – с. 7.

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНТУЗИАСТА

Бирюков С.
Авангард: Модули и Векторы.
М.: Вест-консалтинг. 2006. – 336 с. – (Новые исследования по культурологии и филологии).
500 экз. (о) ISBN 5-7327-0047-7

Исследования отечественного авангарда, слава Богу, последнее время многочисленны и образуют вполне явственное поле говорения. Это не значит, что авангард окончательно познан и вскрыт, – так, и объем самого понятия авангарда не вполне до сих пор очевиден, не говоря уже о более дробных дефинициях. Обшей теории авангардного художественного акта нет (и может ли она вообще быть – вопрос), в истории прослеживаются белые пятна. Но все же есть и вполне наработанные модели. Если говорить о совмещении идеологических и методологических компонентов, то стоило бы разделить исследования авангарда на две категории. В рамках первой – авангард предстает явлением исторически локальным, радикальным флангом общемодернистского движения. В рамках второй – авангард должен считаться перманентным историко-культурным фактором своего рода модусом творческой деятельности. Второй подход, по сути дела, подразумевает традиционность авангарда (по определению вообще-то оперирующего как раз сломом традиции), но данная область эстетической рефлексии способна переварить и не такие парадоксы.

Первый тип исследователей, как правило, холодно-академичен, второй – страстен до уподобления объекту собственного исследования. Именно таким предстает Сергей Евгеньевич Бирюков. Не только филолог и культуролог, но и поэт, прозаик, драматург, перформер, собиратель, пропагандист и распространитель авангардной словесности и авангардного же искусства, создатель Академии Зауми. Родом из Тамбова, он живет последнее время в Германии.

В книге Бирюкова обнаруживаются как обзорные фрагменты: статьи, посвященные понятиям проективности и телесности в авангарде или теориям взаимодействия слова и музыкального звука, так и связанные с персоналиями. Именно портреты отдельных авторов составляют основное содержание книги. По сути эти разделы продолжают и дополняют бирюковскую ангорскую «мини-энциклопедию» «Поэзия русского авангарда» (М: Изд-во Р. Элинина. 2001): на сей раз, впрочем, каждая фигура заслужила собственный формат статьи. Рассмотрев несколько имен «классического», исторического авангарда, Бирюков уделяет большее внимание представителям поставангарда, «авангардной традиции». Здесь наиболее значительными представляются работы, посвященные авангардисту-затворнику Георгию Спешневу (1912-1987), честь введения имени коего в научный оборот принадлежит покойному Рудольфу Дуганову и Бирюкову.

Впрочем, в этом последнем разделе немало и других сланных имен, важных для истории отечественной неподцензурной словесности: Владимир Казаков, Геннадии Айги, Елизавета Мнацаканова, Сергеи Сигей, Ры Никонова. Валерий Шерстяной… Бирюков не пытается привести художественный опыт этих авторов к единому знаменателю, но, напротив, демонстрирует поле возможностей авангардного письма. Это делает книгу исследователя-энтузиаста увлекательным путеводителем, скорее подсказывающим дорогу, нежели исчерпывающе се демонстрирующим.

Данила Давыдов