Елена Павлова. Россиянин в Клодзко
Новости. – 2000. – 1 февраля (№ 5). – с. 11.
РОССИЯНИН В КЛОДЗКО
Так называлась публикация в «Gazeta wroclawska», посвященная выставке картин нашего земляка художника – Павла Золотова.
Со времен падения железного занавеса сотни наших соотечественников побывали за рубежом. Кто торговать ездил, кто – других посмотреть. Но выставка в Европе российского художника из глубинки, согласитесь, явление все же экстраординарное.
– Павел, как вы попали в Клодзко и кому пришла в голову мысль организовать там вашу выставку?
Я много лет подряд отдыхаю в Клодзко вместе с семьей. Однажды, проходя мимо Центра культуры, зашел туда. Познакомился с директором Центра Богуславом Михаником. Как говорят о нем местные жители, он – душа края. Все, что происходит в культурной жизни города – происходит благодаря Богуславу. Передо мной там прошла выставка знаменитого фотографа из Японии. Вроде бы Богуслав – администратор, но это настолько интересный и творческий человек, очень уважаемый в крае, что отношение к нему у всех очень трепетное.
Так вот, в Центре культуры я познакомился с Богуславом, мы поговорили, и он предложил организовать в Клодзко мою выставку. Мы зашли в галерею, он показал мне зал. Потом мы расстались. Было несколько звонков, мы договорились о сроках.
Когда я приехал в Клодзко с выставкой, Богуслав серьезно подготовился к ней. Приняли они меня изумительно. Я там жил в комфортабельном номере, за счет Центра. Галерею мне предоставили тоже бесплатно. В течение тех недель проходила выставка.
Галерейные дела на Западе решаются очень специфически. Практически везде в Европе можно на выставку привезти что угодно – и к тебе никто не придет. Для того, чтоб все прошло удачно, надо вложить деньги, сделать великолепную рекламу. Нужна раскрутка, имя. Мне повезло: выставка прошла очень хорошо. Работала пресса, телевидение, и все это – заслуга Богуслава. У них люди очень уважительно относятся к прессе: после того, как вышла статья с фотографиями, даже те, кто не был на выставке, уже знали, что приехал русский художник.
Я очень благодарен Богуславу. Получилось так, что мы с ним подружились. Он везде брал меня с собой, познакомил со многими людьми – с ректором Варшавской консерватории Анджеем Хорошинским, с Томашем Павловским. Томаш уже на пенсии, он – бывший школьный учитель. Так вот, во-первых, он прекрасно говорит по-русски, а, во-вторых, это человек, который знает всех. Он то ли учился, то ли в общежитии жил вместе с Борисом Спасским. У него уже собрались целые тома автографов звезд, начиная от Бичевской, заканчивая Эдитой Пьехой и всеми-всеми остальными знаменитыми людьми. Он может часами рассказывать о встречах с ними.
– Вы говорите о доброжелательном отношении к себе, а ведь считается, что отношение поляков к русским, мягко говоря, прохладное. Говорят, что нашему соотечественнику там и нагрубить, и напакостить ни за что ни про что могут…
– Ни разу не было у меня такого. Я езжу в Польшу регулярно, с 1991-го года, и, во всяком случае, пока я ни разу не встречал плохого отношения к себе. Может, сказывается то, что Клодзко – европейский курорт. Говорят, что жители курортных городов отличаются от всех остальных, например, от обитателей промышленных центров. Это – место отдыха. Там люди на улицах улыбаются, с ними приятно общаться.
– Трудностей из-за языкового барьера не возникало?
– Сейчас уже нет. Я практически все понимая, читаю газеты, книги, только говорить пока трудно. Больше молчу. Хотя на открытии выставки Томаш Павловский пошутил: «Он притворяется. Он все понимает и может говорить, но стесняется.»
– Правда ли, что искусство не имеет нации! Чем наши художники отличаются от польских?
– Искусство – это очень интересный вид общения. Сейчас мы отличаемся от Европы довольно-таки сильно. У нас больше осталось приверженцев классической школы, а у них развиты более современные направления в искусстве. Но это даже интересно. Если будет везде одно и то же, станет немножко тоскливо.
– А где живопись теснее связана с коммерцией!
– Искусство там даже менее коммерческое, чем у нас. Польские художники не живут за счет продажи своих картин. У них есть основное место работы. Кто преподает, кто еще чем-то занимается. А живопись – для души.
В Польше в каждом доме висит три-четыре картины, но покупают живопись там сейчас очень редко. Это ведь не ботинки, не что-то необходимое. Для того, чтоб живопись покупали, надо, чтоб о ней постоянно говорили.
– Поляков интересуют ваши работы о России, о Тамбове?
– В этот раз их интересовало то, что связано с их городом. Выставка моя была посвящена Клодзко. Но это неудивительно. В-Европе к родным местам относятся с трепетом. Наши художники в Германии даже деньги очень интересным способом зарабатывают. Там можно взять этюдник, сесть перед каким-нибудь офисом или ресторанчиком и начать рисовать. Через пару часов твою работу обязательно кто-нибудь из этой фирмы купит. Можно переходить на другое место и начинать все с начала. Они очень любят свои родные места, свои пейзажи.
– А пейзажи там красивые!
– Это удивительные места. Пока едешь в Клодзко – ровная местность, Польша, которую хорошо знаешь. Туда въезжаешь – открываются настолько красивые места, что хочется просто брать этюдник и уходить в горы, чтоб писать с утра до вечера. Там есть и горы, и водопады, и долины цветов, и каньоны. Столовые горы просто потрясающие. Там сама природа создала в скалах причудливые скульптуры, лабиринты, Удивительный край! Когда находишься в лесу – ощущаешь себя, как в сказке.
Необыкновенная природа! Кусочек земли существует как бы отдельно от всей страны. Это уникальное место, европейский курорт. Там очень много отелей, минеральные источники на каждом шагу. На отдых съезжаются итальянцы; немцы, чехи. Летом там можно услышать на улицах буквально все языки Европы.
– Значит, можно сделать вывод, что вся Европа видела ваши картины!
– Как сказать: «Видела»? Во время моей выставки проходили концерты, приезжали немцы, чехи. Один раз даже банкет устроили в зале галереи вместе с классическим хором из Германии.
Очень часто подходили поляки-эмигранты. Говорили, что живут в Венеции, в Испании. Знакомились, рассказывали о себе, спрашивали о России.
Некоторые покупали мои работы для своих родственников за границей. Контакты завязывались моментально. Разговаривали обо всем: о жизни, о живописи.
– Много лет нам вкушали, что мы – самая культурная, самая читающая нация. Можно ли согласиться с этим/ опираясь на ваши наблюдения?
– Об этом говорить очень сложно. Простой пример. В маленьком городке Клодзко, где всего 35 тысяч населения, по два раза в неделю проходят великолепные концерты классической музыки. Приезжают знаменитости с мировым именем. Приходишь в костел, которому уже 600 пет, слушаешь прекрасную музыку. Звук замечательный. Человек поет в громаднейшем здании, ему не нужно ни колонок, ни усилителя, а звук распространяется всюду, и совершенно непонятно, откуда идет этот звук – это просто удивительно! Концерты проходят в действующих костелах с роскошным убранством. В Клодзко – четыре органа! Люди вечером просто идут и слушают музыку, отдыхают. Надо отметить, что у нас любят и по радио крутят в основном попсу, а там люди предпочитают классику.
Есть там такое местечко – Вамбежицы. Меня туда Богуслав возил. Место просто удивительное. Кругом горы, а в долине – небольшая деревушка. Там живет бывший шахтер, Мариан Гарнчарский. Он вышел на пенсию и устроил у себя дома музей. Музей быта.
Там хранятся вещи, которыми пользовались сто-двести лет назад. Есть стиральные машины деревянные с невероятным количеством всяких кругов, ручек, приспособлений. Есть всякие чайники, столы, шкафы, утюгов невероятное количество. Фуражки, которые сто лет назад носили вагоновожатые и полицейские. Ему со всей Польши привозят эти предметы быта. Так интересно там походить, пощупать, посмотреть, как Польша жила много пет назад.
И он – очень радушный хозяин, очень интересный человек. Во дворе у него олень, дикий кабанчик бегает. В ручье неподалеку живет ондатра и целая семья нутрий. За домом – четыре страуса, вьетнамские свиньи. Человек взял и в свое удовольствие сделал этот музей, потому что ему нравится собирать все редкое, необычное.
– Что еще вы открыли для себя именно в этот приезд в Клодзко!
– В этот раз я впервые побывал в крепости 14 века. Там целый город под землей. Старинные подземные ходы, лабиринты. Оказывается, в этом месте снимали фильм «Четыре танкиста и собака». Как раз в этом городке погибает герой Александра Белявского.
В самом же городе Клодзко возникает ощущение, что все, что было построено в разные века, так и сохранилось. Центр старинный, рядом – более поздние постройки, дальше – еще более современные. Причем все существует в первозданном виде. Горожане очень бережно относятся к памятникам архитектуры, да и вообще ко всему. Ощущение такое, что идешь по музею, а не по городу.
Два года назад там было страшное наводнение. Вода поднялась до уровня вторых этажей. Смыло все. Трагедия для жителей была ужасная. Но теперь в это и поверить трудно. Они все очень быстро восстанавливают, приводят в порядок.
В Польше ко всему так относятся. В лесу встречаются поразительные «падающие» камни. Огромные, причудливые. Так вот, рядом с ними лежат палочки для того, чтоб ими эти камни подпирать. Это туристы придумали, чтобы камни подольше стояли. Каждый гуляющий обязательно свою палочку подсунет.
– Возникает ли ощущение нереальности от прикосновения к древности, к необычному!
– Возникает ощущение, как в машине времени. Спускаешься в подземелье, заглядываешь в колодец, кидаешь туда монету и думаешь, сколько веков прошло с тех пор, как колодец этот был вырыт, сколько поколений сменилось с тех пор, как оттуда впервые взяли воду.
– Напоследок вопрос немного несерьезный: прав ли был Пушкин, утверждая, что «нету в мире царицы краше польской девицы»!
– Не знаю. Честно говоря, вот когда я из Германии приехал, то подумал, что самые красивые женщины – у нас. А польки… Там встречаются по-настоящему очаровательные женщины.
Трудно словами описать красоту города, места, страны. Но Павел был настолько убедителен, что мне тоже мучительно захотелось однажды сесть на поезд и очутиться в удивительной и прекрасной Земле Клодзкой.
Елена ПАВЛОВА