В. Руделев. Иду на вы
Комсомольское знамя. – 1991. – 12 апреля (№ 43-44). – с. 10.
Заметки филолога
ИДУ НА ВЫ
(К истории имени «Святослав»)
В 903 году будущему князю Игорю привели жену из Полоцка именем Ольга. Жениху было 24 года, невесте, – около 16 лет. Когда у счастливых супругов родился сын, ему дали имя «Святослав». Имя это было неваряжским, его древняя, исконно славянская часть «Слава» была названием большого, «говорящего» народа. Звукосочетание «ел» – остаток корня «-кел-» (тот же корень в слове «человек») со значением «говорить». Славяне, как, видимо, н все иные.лароды, считали только себя говорящими, а соседей – немыми, т.е. «немцами». Напротив, «немцы» (готы) считали немыми славян, у них и слово «славен» означало «немой» или «гаразда» (было и еще такое имя для славян). А те последние, назвав свою реку-кормилицу (Днепр) Словой, т.е., «Медленной», стали прозываться «словенами» и уж вовсе запутали соседей дальних и ближних. Однако словенские имена сохранили в подлинности название народа «Сла-в-ен», упомянутого еще в Ветхом завете рядом с. народом по имени «Скиф».
Итак, у варяга Игоря – славенский («словенский») сын Славо (или «Славь»). Да, он варяг по крови, но славен по духу, по месту будущего княжения. Между тем, и отец. Святослава еще не успел достаточно насладиться властью, ведь он стал князем только в 913 году, через 10 лет после своей женитьбы на Ольге и через 2 года после смерти вещего Олега от укуса змеи. А в 945 году Игорь бесславно погибнет, распятый древлянами за чрезмерную жадность и ненависть к подвластному люду.
Нельзя сказать, что Святослав был первым Славом среди киевской варяжской знати. Кроме него, был некий Мстиша. т.е. Мстислав, сын воеводы Свенелъда и Предславы, доводящейся сестрой Игорю. Княжеским «нетем», племянником Игоря, был еще и какой-то Володислав. Если Предслава была действительно сестрой Игоря, то имя ей дал еще сам Рюрик. Новгородскому конунгу хотелось подчеркнуть свою словенскую независимость от Скандинавского севера и то, что он был приглашен на княжение в Новгород, а не взял силой святой престол в 862 году. Что же касается самих славян («славен»), то у них имена с формантом «Слав» идут из глубокой древности. Самым ранним, наверное, засвидетельствованным именем такого типа было «Вятко» («Вячеслав»). Так звали легендарного князя вятичей, обманным путем погубленного готским королевичем Винитаром в IV веке.
Но нам пора поговорить и о первой части Святославова имени – «Свято» (в X веке оно звучало как «Свенто»). Это, видимо, все-таки германское имя («Сфенг»), но очень рано усвоенное славянами. Выражение «Святая Русь» свидетельствует о тождестве значений (по крайней мере – об их сходстве!) в прилагательных с корнями «-рус-» и «-свят-». Корень «-рус-» как бы переводился на «-свят-», а еще и на другие корни со значением «-бел-» (ср. «Белая Русь»). «Русью», «Белой страной» («Белым светом»), «Святой страной», именовалось Днепровское правобережье – в отличие от «черной земли», «Окраины», «Роен», «Вятичей», «Севера» и т.п. на Заднепрянской стороне. Было у русичей и «Святое море», .которое позже с освоением северским народом приморских городов Корсуни и Тьмутаракани стало вдруг прозываться «Черным» (так оно и до сих пор прозывается).
Вот мы и пришли к разгадке тайны имени «Святослав». Оно, оказывается, подчеркивало право Святослава именно на Киевский славянский престол, на княжение в Белой Руси, на «Святой земле». Уже упомянутому Мстише (Мстиславу Свенельдовичу) была с самого рождения определена «Черная земля» (Днепровское левобережье – с «черными» городами: Черпиговьш и т.п.). потому что в имени «Мстислав» первая часть «Мсти» содержала хорошо осмысленный русскими людьми X века корень «-мет-» («-мьст-» или «-мъст-») со значением «черный». Тот же корень осознавался в имени реки Меты, впадавшей в Ильмень-озеро. Было еще и какое-то «Долгомостье» у Смоленска, где в 1238 году остановился Батый, так и не взявший мощного города.
Сейчас уменьшительно-ласкательным вариантом имени «Святослав» оказывается форма «Слава». Но «Славами» зовут также и Вячеслава и Ростислава и Владислава. В X веке русские люди Мстислава звали Мстишей (об этом уже шла речь), а Святослава – Святошей. Мирослав и Ярослав были Мирошей и Ярошей (потом эти формы стали связывать с именами «Мирон» и «Ерофей»).
Святошей, однако, могли звать еще и Святополка. Слово «полк» (по-древнерусски оно звучало как «пълкъ») означало «народ» и было синонимичным слову «славъ». Но оно, как считается, было готским, усвоенным славянами и вытеснившим слово «славъ». Значит, «Святополк» и «Святослав» – одно и то же. Но в X и особенно в XI веке это были уже разные имена.
Было на Руси и еще одно имя формантом «Свято» – «Святогор». Им исторических князей не называли, да и вообще оно уникально и дошло до нас как имя святорусского богатыря, самого древнего из всех богатырей на Русской земле. Уменьшительно-ласкательным вариантом имени «Святогор» была форма «Горыня» (отсюда и «Змей Горыныч»), а формант «гор», между прочим, значил то же, что и формант «слав» в имени Святослав, т.е. древний корень «-гор-» означал «говорить» (он был омонимичен корню «-гор-» со значением «высокий», «гора», «лес» и т.д.). Я думаю, что богатырь Святогор был историческим лицом, очень древним правителем Киева, возможно, современником уже упомянутого легендарного Вятко (Вячеслав). О времени Святогора говорят как об очень давнем, почти ирреальном: «Когда это было?» – «А! При царе Горохе!». Значит, существовало еще одно ласковое уменьшение имени «Святогор» – «Гороша». Оно-то и было позже воспринято как «гороховое» прозвище какого-то выдуманного царя. Что ж, историей своей люди пренебрегали не только в наше время.
И еще несколько слов о Святославе. Его-то уж время «царя Гороха» интересовало меньше всего. Князь жил одним мимошедшим днем – воевал чуть ли не с детского возраста. Дядя Свенельд с восторгом крикнул в 946 года: «Князь уж почал!», увидев, как Святослав, тогда еще совсем ребенок, бросил копье в древлян и ранил ногу своей лошади. Но так было один раз. Святослав не промахивался, целясь во врагов, и никогда их не боялся. Идя в поход, говорил противникам: «Иду на вы!» Не возил с собой котлов и мешков с провизией, ел жареную конину – прямо с ножа. Христианином его мать так и не сделала, поэтому имени «Святослав» в святцах нет.
В. РУДЕЛЕВ.