С. Бирюков. Человека нельзя победить

Комсомольское знамя. – 1975. – 24 сентября (№ 115).

ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ПОБЕДИТЬ

Гастроли Московского театра имени ленинского комсомола

Лейтенанту Николаю Плужников у – 19-летнему выпускнику военного училища – страшно повезло. Его направили в особый округ, в Брест. Взахлеб, московской скороговоркой он сообщает об этом маме и сестре. Ах, все для него внове, все чудо, он бежит, спешит и на ходу целует Валю – внезапную любовь. Он торопится, в особый округ – там опасно, но войны не будет, а если будет, то недолгая: «Броня крепка и тапки наши быстры», «мы будем бить врага па его территории»… Да нет, воины не будет! Валя говорила, что там, куда он едет, живут белые аисты – символ мира…

Но Коля Плужников так и не увидел аистов. Он вообще почти ничего не увидит в своей жизни, потому, что слишком коротки для человека 19 лет. Какой тут опыт? Какая умудренность?

…Его 19 лет окажутся мудрыми – потому что в каждом прожитом мгновении сконцентрируется мудрость людей: мамы, Генерала, скрипача Адама Свицкого, Петра Сальникова… Мудрость и опыт жизни люден Родины. В минуты непреодолимого бессилия будут являться командиру Красной Армии мудрость, обретая лики и голоса близких ему людей. Копя Плужников находит силы, поднимается. Он становится настоящим командиром. И мама, и другие приходят не только потому, что он мысленно просит у них помощи, – это его тоска по жизни вызывает их. Тоска по обыденному, которая оказывается на самом деле тем, что составляет главный смысл существования человека. Мы мало удивляемся ниспосланному нам благу жить – любить, рожать и растить детей, собираться вечером всей семьей за столом. Серьезный и смелый боец Петр Сальников в смертный час вспоминает девушку из своей деревни. Она любила его. Он ее любил тоже и стеснялся ее высокого роста. Н вот он кричит своей любимой из небытия уже: «…Только не пускай своего мужа на войну. Тут, на войне-то, плохо-о-о!».

Здесь я хочу сделать короткую паузу, чтобы сказать, что все это – спектакль Московского театра имени Ленинского комсомола по роману Б. Васильева «В списках не значился» (пьеса Ю. Визбора, постановка М. Захарова).

Спектакль воспевает подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне. Равным же образом он направлен и против войны. Ведь и подвиги наших соотечественников – это не что иное, как отрицание войны во имя торжества жизни. Жизнь вступает в противоборство с войной, с ее носителями. В спектакле жизнь олицетворяют Коля Плужников, Петр Сальников, Политрук, Мирра. В развалинах крепости рождается любовь Коли и Мирры Естественная любовь – от первого поцелуя с трогательно-неловкими «Да ну!..» и «У меня губы соленые» до чисто женского рассказа Мирры и Колиной ежедневной работе (рассказа, котируй невозможно слушать без слез) и ребенка, которого ощутила в себе Мирра. Рождается любовь в условиях противоестественных. Противоборство ее войне обретает характер эпический, любовь возносится до символа. Не случайно, вероятно, в имени Мирра так явственно слышится слово мир. Не случайны и прямые, твердые слова лейтенанта Плужникова: «Человека нельзя победить, если он сам этого не хочет. Его можно убить, а победить нельзя».

С. БИРЮКОВ.