Алексей Ишин. За биографию Сталина – неудовлетворительно — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Алексей Ишин. За биографию Сталина – неудовлетворительно

Экспресс-репортер. – 1997. – 20 февраль (№ 7).

ЗА БИОГРАФИЮ СТАЛИНА – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Грамотность и неграмотность языком статистики

В Пичаевском районе на рубеже 20 -30-х годов было около 13 тысяч неграмотных, работали 7 изб-читален и 28 «красных уголков», которые выдали населению 3117 различного рода справок, провели 12агитсудов, 12 вечеров «вопросов-ответов», поставили 136 спектаклей, 82 киносеанса, организовали 1259 бесед, читок и докладов, выпустили 137 стенных газет. Лучшей избой-читальней считалась Б. Ломовисская. Вскоре читален стало 12, работали 4 библиотеки.

В 1929 году в районе на местные средства содержались пять пунктов по ликвидации безграмотности, которые работали в Пичаеве, Рудовке, Липовке, Вышенке и Вяжлях. «Ликбезы» посещали 161 человек, из которых 98 женщин. В 1930 году стали открываться школы второй ступени с семи и девятилетним обучением. Во многих селах работали школы крестьянской (позднее – колхозной) молодежи, в которых учащиеся получали общеобразовательную подготовку, а также знания по агрономии и зоотехнике. Первой такая школа открылась в Байловке.

К середине 30-х годов было организовано 16 комсомольских школ, в которых учились 218 человек. Посещаемость составляла 70 процентов. На «отлично» учились 10, на «хорошо» – 42, на «удовлетворительно» – 40, не успевало 8 процентов комсомольцев. Успеваемость пионеров была такой: отличников – 14, хорошистов – 27, троечников – 27, неуспевающих – 7 процентов. Все изучали биографии вождей – Ленина, Сталина, Ворошилова и других.

Бывали и казусы. Так, в Пичаевской средней школе учащиеся заявили: «Почему учителям дают хлеб, а нам нет, мы сидим без хлеба», в Большеломовисской неполной средней школе говорили: «В колхозе нет хлеба, нет корма, лошади дохнут…». У учителя Тянутова из, Холмовской неполной средней школы Коршуновского сельсовета успевало в классе только 5 человек из 13, в Байловской были «случаи перенесения в советскую школу методов воспитания старой буржуазной школы», что проявилось, например, в том, что учитель «вывел из бани за уши учащихся»…

В документах также отмечается, что «с этими настроениями вели (кто? – А.И.) борьбу путем «индивидуальной беседы»…

Так пичаевцы овладевали знаниями в 30-е годы.

Алексей ИШИН,
студент ТГУ им. Г.Р. Державина.
В материале использованы документы ГАТО и ЦДНИТО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.