Сергей Бирюков. Памяти двух проектов — Студия «АЗ» / Академия Зауми

Сергей Бирюков. Памяти двух проектов

Русская мысль. – 2003. – 13 февраля (№ 6). – с. 10.

ПАМЯТИ ДВУХ ПРОЕКТОВ

Сергей Бирюков
Халле (Германия)

Москва. Автор многих литературных проектов Дмитрий Кузьмин объявил о закрытии одного из них, а именно – газеты «Литературная жизнь Москвы» (ЛЖМ). Эта небольшая газета делалась группой литераторов во главе с Кузьминым в течение шести лет на полном энтузиазме совершенно бескорыстно (в заявлении редакции о закрытии говорится о «естественной человеческой усталости от шестилетнего неоплачиваемого труда»).

Газета выходила в бумажном варианте (компьютерная распечатка/ксерокс) и в сетевом – на сайте и была незаменимым источником информации о клубной литературной жизни столицы.

Здесь публиковались планы предстоящих литературных мероприятий и хроникальное описание уже свершившихся. Впечатляет итоговая цифра – в газете были напечатаны отчеты о 1577 акциях! Можно было соглашаться или не соглашаться с авторами отчетов, но факт остается фактом – никто больше не нашел в себе сил для такой систематической деятельности. И будущие историки литературы будут судить о салонной деятельности 1990-х по ЛЖМ.

Несмотря на маргинальность газеты, своей упорной деятельностью она оказывала влияние как на авторов, побуждая их (возможно!) к поиску внутренних ресурсов обновления, так и на некоторые «серьезные» издания, понуждая их хотя бы иногда обращаться к жизни литсалонов (некоторые газеты стали публиковать планы вечеров, а иногда и отклики на оные).

В редакционном заявлении усталость сотрудников выносится все-таки за скобки и называется еще одна важная причина завершения проекта – это фактическое прекращение деятельности ряда клубов и существенные перемены в клубном литпространстве в оставшихся.

Действительно, это пространство стало существенно меняться еще в конце века, и к настоящему времени произошли серьезные перемещения, которые наверняка будут продолжаться. Одни проекты застывают и изживают себя, авторы других пытаются внести динамику изменений внутри неизменного клубного пространства, наконец, появляются новые концепции (что, конечно, бывает не столь часто, но бывает – появился, например, клуб литературного перформанса «Премьера», клуб «Проект О.Г.И.»). И тем более жаль, что теперь не существует издания, способного систематически «отслеживать» эти процессы.

Однако еще большее сожаление вызывает, что за шесть лет ни одна из существующих писательских структур, ни одно из подразделений московского управления культуры, ни одна предпринимательская структура не поддержали усилий литераторов по выпуску очень важного издания. То, что за шесть лет не нашлось ни одной писательской, культурной или коммерческой организации, чтобы поддержать усилия литераторов, издававших эту газету. Никто и не ожидал, конечно. Но все-таки было бы интересно и как-то свежо, если бы поддержали!

 

Цюрих. Александр Шумов, русский автор, живущий в Цюрихе, сообщил мне, что прекращает свой проект по выпуску газеты «Supremus».

Собственно газетой это издание назвать трудно. Внешне оно напоминает газету, но на самом деле – это художественная акция, использующая газетный принцип и в то же время его существенно преображающая. Это листы большого формата, как правило, особых сортов бумаги и особого дизайна (часто близкого к дадаистскому).

За десять лет было выпущено девять номеров. Первый номер вышел в 1991 г. к выставке в Третьяковке «Современные художники – Малевичу» и был полностью посвящен Малевичу, второй – в 1992 г., как говорит сам А. Шумов, «с пафосом краеведения» – малевичевская Немчиновка. В 1993 г. вышел дадаистский номер с публикациями о русских ничевоках. В 1994 г. – украинский номер, в 1995-м – цюрихское издание, с первой публикацией любовных писем Малевича на немецком. Номер, вышедший в 1998 г., назывался «Пустынь» и был посвящен деревне, в которой Шумов приобрел дом, «но все с такими философскими заходами вокруг изобразительного искусства, связям классического модернизма с современностью» (А. Шумов, из письма автору заметок), в 1999-м – «Предмет молчания», в 2000-м – «Диаспора» («имелась в виду не только русская диаспора… но диаспора творческих людей, рассыпанная между обитателями земли» (из того же письма), в 2002 г. вышло еще два номера, один из которых содержал материалы о выдающемся художнике Павле Челищеве.

В разные годы с Шумовым работали художники Д. Абрикосов, Тер-Аганян, Лев Степанов, Сергей Побожий, Мартина Фонтобель, Сергей Митурич, Эркен Кагаров, Ларс Мюллер…

Главный принцип издания – разработка эксцентрического дизайна. Газета не столько читается, сколько смотрится как произведение искусства. Цветовые эксперименты (например, желтое по голубому), наложение изображения на текст или проступание текста сквозь изображение.

Судя по всему, Александру Шумову в течение десяти лет удавалось изредка находить поддержку для этого уникального издания. На сегодняшний день проект завершен, но место в истории художественных акций ему гарантировано.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.