И. Федоров, С. Гузенина. Богема: эстетика ухода

скан-версия

%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2-%d0%b3%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%b5%d0%bc%d0%b0

Тамбов.: ТГУ, 2009. – с. 122-127.

Центром притяжения провинциальной богемы XIX века стал Тамбовский театр, куда в разное время, благодаря меценатской деятельности помещиков Сатиных и Ознобишиных, были приглашены столичные актеры, игравшие на Тамбовской сцене (В. Давыдов, В. Гиляровский, Н. Рыбаков)1. Возможно, этот факт, помимо прочих, спровоцировал движение любительских театров в городе. В 50-е годы XIX столетия это был любительский театр Ю. Данзас, в 70-е годы того же века – любительский театр под руководством Н. Карцова, по оценкам историков они пользовались большой популярностью в городе2.

Широкую известность в это время получил и провинциальный Козловский (ныне г. Мичуринск) любительский театр, куда на спектакли приглашали столичных профессиональных актеров3. После постройки нового здания Козловского театра (1913 г.) театральная богема города состояла из актеров театра г. Козлова и актеров МХАТА (Н. Петров-Братский, В. Холодная, Е. Горева) во главе с В. Качаловым, которых местные организаторы театрального дела сумели привлечь на свою сцену4.

Дворянский клуб Коннозаводского собрания г. Тамбова был довольно заметным объединением в тамбовской культурной жизни XIX века, однако «это был сословно-замкнутый клуб и требовался для вступления в него определенный «порог» фи

1 Канищев В.В. Тамбовская интеллигенция в XIX — начале XX века // Очерки истории культуры Тамбовского края, Тамбов, 1993. С. 62.
2 Белякова Н.В. Развитие театрального искусства на Тамбовщине (конец XVIII – начало XX века) // Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 21-35.
3 Там же.
4 Канищев В.В. Тамбовская интеллигенция в XIX – начале XX века // Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 62.

нансового состояния»1, по этой причине авторы определяют его как элитарный, а не богемный.

Однако в Тамбове существовали и часто взаимодействовали в XIX — начале XX века члены других объединений: Товарищества передовых художественных выставок в Тамбове (с 1880 года), Общества любителей художеств (1907), Фотографического общества (1906), Общества любителей граммофона (1908). Все эти общества могли теоретически представлять собой богемоподобные союзы.

Как отмечают исследователи, «предреволюционный этап русской культуры связан с ее энергичным развитием, при этом провинция мало отставала от столичных городов по степени ее внедрения в общественное сознание»2. В начале XX века город переживает «бум» открытия электротеатров: с 1909 года – постоянные синематографы «Иллюзион» и «Модерн», с 1912 года – электротеатры: «Художественный», в зале Дворянского собрания – «Колизей», в Собрании приказчиков – «Аквариум», кинотеатр Клуба ремесленников, электротеатр «Зеркало жизни». Примечательно, что «кинотеатры старого Тамбова отличались несхожестью лица и художественных программ» (одни специализировались на драмах, другие показывали хронико-документальные ленты)3. Зачастую, в кинотеатрах демонстрация фильмов совмещалась с эстрадными концертами, аттракционами, выступлением салонных оркестров и электрических оркестрионов4.

Однако авторами ставится под сомнение вывод о том, что открытие электротеатров стало началом зарождения городской кинобогемы. Скорее, электротеатры начала века были своеобразным местом просвещения в провинциальном городе для тех слоев городского населения, «которые не были вхожи в Дворянское собрание, Семейный сад, Коннозаводской клуб и другие

1 Молчанова Г.А., Олонцева Н.В., Щукин Ю.К. Старый Тамбов от А до Я (История дореволюционного Тамбова в коротких рассказах) / под ред. В.М. Юрьева. Тамбов, 2004. С. 114.
2 Кученкова В. А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993. С. 132.
3 Там же. С. 132-135.
4 Там же. С. 135.

концертные залы, предназначенные для привилегированной части общества»1.

По оценкам краеведов2, подлинным художественным центром Тамбова, местом богемных творческих вечеров в 1910- 1918 годах стал дом художника-портретиста Н. Шевченко, которому М. Асеев, тамбовский предприниматель и меценат, предоставил часть своей усадьбы. Здесь часто собирались художники, педагоги, врачи. Одним из почетных гостей был художник «Мира искусства» М. Добужинский, приезжавший в Тамбовскую губернию (село Семеновка Кирсановского уезда) навестить мать.

Вторая половина XX века для Тамбова связана с разобщенностью творческой интеллигенции. Даже авторы, писавшие об этом периоде во «времена застоя», не отрицают факт того, что в Тамбове «творческие организации – Союз художников, Союз писателей и Творческое объединение композиторов-любителей долгое время были разобщены. Каждая организация была занята своими делами. В начале 60-х годов делались попытки создания в Тамбове Клуба творческих работников. Он несколько раз возникал и распадался»3. Данных по неформальным объединениям в справочных изданиях в этот период, к сожалению, нет. Однако участники индивидуальных глубоких интервью называют фамилию семьи Ладыгиных, где, по их представлениям, собиралась тамбовская богема второй половины XX века. В публикации, посвященной юбилею тамбовского поэта, классика русского полиндрома и художника Н. Ладыгина, действительно содержатся сведения, которые прямо указывают на существование богемного объединения творческих людей в ТДЛ (тамбовском доме Ладыгиных)4. В эту квартиру, как в центр притяжения

1 Емельянова Н. Музыкальные вечера: хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет, Воронеж, 1977. С. 60
2 Кученкова В.А. Асеевы – династия предпринимателей. Тамбов, 2007. С. 39-40.
3 Емельянова Н. Музыкальные вечера: хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, 1977. С. 168.
4 «Ладыгины были обаятельными и интересными людьми, Поэтому к ним потянулась интеллигенция Тамбова. В гостеприимном доме Николая Ивановича вели разговоры о жизни и искусстве филолог Б. Двинянинов, писатели и поэты А. Стрыгин, М. Румянцева, С. Милосердое, В. Дорожкина, художники А. Краснов, Е. Рябинский, скульптор К. Малофеев, журналист И. Овсянников, коллекционер Н. Никифоров. После жарких споров начинались не менее жаркие шахматные баталии». См.: Кленова С. Гениальность в квадрате возможна // Регион 68. № 6(39). 2008. С. 46-47.

творческих людей города, приходили и гости из различных городов России, посещавшие в Тамбов (чаще, писатели и поэты, приезжавшие на Неделю поэзии). Так, однажды попал в ТДЛ и московский поэт Н. Глазков, после чего завязалась его дружба с Н. Ладыгиным, они «были неравнодушны к шахматам, обладали отменным чувством юмора, любили шуточную игру слов, писали акростихи и тавтограммы…»1.

В 80-90-е годы XX столетия формируются и заметные в городе объединения, которые, по праву, можно причислить к примерам провинциальной богемы. Среди них можно назвать объединение художников «На крыше»2, Товарищество «В гостях у Архирея», литературное объединение «Академия Зауми» (АЗ)3. Последнее было создано на основе литературной студии «Слово». По воспоминаниям С. Бирюкова, в эту студию, а, позднее, и в объединение «АЗ», входили люди «какие-то не такие, кто не вписывался в систему официальной литжизни», «это был своего рода устный эстетический самиздат»4. Оценивая деятельность объединения, его лидер характеризует идею созданию такого союза как «попытку раскрепощения», которое шло разными путями, однако главной целью было творческая консолидация авторов-авангардистов5.

1 Кленова С. Гениальность в квадрате возможна // Регион 68. №6(39). 2008. С. 46-47.
2 Матюшина М. Сколько художников – столько талантов // Тамбовская жизнь. 2004. 24 янв.
3 В объединение «АЗ» входили А. Федулов, В. Степанов, А. Неледин, В. Карпейкин и приходили А. Хворостов, М. Яковлева, В. Мальков, М. Остолопова, Е. Степанов, художники А. Медведев, Р. Туктар, профессор В. Руделев, профессор В. Монастырский. См.: Бирюков С. Азы Академии Зауми // Тамбовское время. № 17. 2000. 26 окт.
4 Бирюков С. Азы Академии Зауми // Тамбовское время. 2000. № 17. 26 окт.
5 Там же.

Интересно, что творческая жизнь «Академии Зауми» имела свои вехи, (взлеты и падения), атрибутику, то есть все те символы и элементы, которые присутствуют в любом богемном объединении. Так, был учрежден почетный знак – Международная Отметина имени отца русского футуризма Д. Бурлюка, которым награждали ежегодно лучших авторов и исследователей авангарда; были и «расколы» – внутри «АЗ» со временем образовалось ОЗ – «Общество зрелища» – А. Шепелев, А. Фролов, А. Толмачев; выходили на акции, читали стихи на Советской: в 1997 году акция «Весеннее равноденствие муз», в 1998 году – «Скалистая поэзия».

Однако жизнь всех творческих объединений Тамбова была совсем не долгой, к началу XXI века все эти творческие союзы распались, а их члены занимаются сегодня самой разнообразной деятельностью, пытаясь выжить в мире конкурентной борьбы на рынке искусства.

Существование на сегодняшний день в городе «вечеров коллекционера Денисова», где проходят чтение и обсуждение стихов молодых поэтов Тамбова и выставки-продажи работ тамбовских художников, можно было бы сопоставить с богемой, если бы не участие властей в рекламной деятельности такого объединения, и заметной «деформации» по отношению к предложенной в работе модели богемы ее статусно-ролевой структуры (ее лидер является одновременно и организатором, и идеологом, и коммерческим директором, что для богемы не свойственно). Более того, такие встречи не оказывают заметного влияния на культурную жизнь в нашем городе.

Современная литературная жизнь города представлена в Тамбовской энциклопедии литературными обществами «Радуга» (рук. С. Милосердов) и «Тропинка» (рук. В. Дорожкина). Ничего общего с богемой они не имеют.

На сегодняшний день представителем литературной богемы города несколько респондентов называют А. Веселовского и его семью (маму, бабушку). Актерской богемы в городе нет.

Несколько более оптимистично обстоят дела в сфере музыки, что связано, видимо, с двумя учебными заведениями в городе, где обучают музыкантов. Члены периодически возникающих и распадающихся в городе музыкальных групп (в основном, молодежных), иногда встречаются на репетициях, однако, говорить здесь о каком-либо уровне тяги к взаимному творчеству, коммуникации, о поиске новых методов и приемов, сопричастности не приходится. Можно отметить, пожалуй, что тамбовские музыкальные группы, зачастую, проходят так называемую стадию «богемы» на этапе начального формирования, далее они либо «прорываются» в столичные тусовки, где богемы уже нет, либо распадаются. Центром существования таких групп является вот уже много лет бывший кинотеатр «Спутник», где и проходят репетиции и концерты молодых музыкантов. Участники ИГИ назвали авторам исследования около 20-30 реально существующих на сегодня в Тамбове музыкальных групп, 5 из которых зарегистрировано. Среди существующих групп назвали: «Илликор», «Иллюзион», «Fuck off», «Dead Doll». Однако, по оценке авторов, уровень оснащенности аппаратурой и профессионального мастерства таких объединений не позволит им вырваться за пределы любительства и провинции.