В. Середа. Равноденствие муз — Студия «АЗ» / Академия Зауми

В. Середа. Равноденствие муз

Послесловие. – 1996. – апрель (№ 2). – с. 4.

РАВНОДЕНСТВИЕ МУЗ

Самые лучшие условия для творчества — это отсутствие всяких условий.
Вадим Степанов.

В феврале по радио России прозвучали две передачи, посвященные нашему земляку – поэту и литературоведу Сергею Бирюкову. В беседе с корреспондентом радио он рассказывал в том числе и об Академии Зауми, созданной им в Тамбове. Журнал «Волга» недавно дал обширную публикацию Академии. А начиналось все пятнадцать лет назад в Тамбовском Доме учителя. В 1981 году там открылась литературная студия «Слово», которую возглавил Бирюков. Студия продолжает действовать по сей день.

– Сергей, расскажи, как это начиналось.

– Самодеятельность в то время была единственным прибежищем для людей, которые хотели реализовать свои таланты. Я знал таких людей в Тамбове и решил создать для них своего рода пункт помощи. А мне в свою очередь помогли тогдашний директор Дома художественной самодеятельности Вячеслав Фролов и директор Дома учителя Ирина Жутова. Довольно быстро сформировался состав студии. Вскоре мы уже участвовали в различных мероприятиях Дома учителя, в деятельности киноклуба «Контакт», у нас сложились дружеские связи с архитекторами.

– А как вам удавалось существовать в то время, не очень благоприятное, мягко говоря, для творчества?

– Благоприятных времен, по-моему, вообще не бывает. Но нам везло с директорами Дома учителя. После Ирины Жутовой директором стала Елена Мачульская, которая тоже поддержала студию. Однако до 1985 года у нас практически не было печатных выходов, мы существовали устно. Да и потом эти выходы были

– Почему?

– Тут целый комплекс причин. Дело в том, что в студии собрались в основном люди, писавшие достаточно нестандартно для того времени, да и для этого тоже. Было несколько человек, увлекшихся журналистикой, они довольно быстро стали печататься и потом ушли в журналистику. А тем, кто писал стихи и прозу, было труднее. Только в 90-е годы, с появлением более свободной прессы в Тамбове, некоторым удалось выйти. Другая причина – мы не спешили с публикациями, шла основательная профессиональная работа с текстами, с формами и жанрами. Мы много занимались изучением литературы XX века, в особенности тех писателей, которых совсем или почти не печатали, поэтому именно наша студия оказалась единственной в Тамбове самодеятельной организацией, которой было по силам отметить 100-летие Велимира Хлебникова, а затем, при участии общества книголюбов и областной библиотеки провести серию вечеров, посвященных русскому и мировому авангарду. То есть мы занимались не только своими писаниями, но и просветительством, художественным чтением. Планка была очень высокой. Вот два примера. Женя Степанов, самый молодой наш студиец, когда переехал в Москву, свободно вписался в столичную литературную ситуацию, стал печататься в журналах, выпустил несколько книжек прозы, стихов, переводов. Марина Остолопова переехала в Новгород и пользуется там авторитетом не только как автор, но и как руководитель детской литературной студии, издает журнал детского творчества.

– В 1990 г. наша газета напечатала своеобразный манифест Академии Зауми, который подписали ты, Вадим Степанов и Александр Федулов. С чем было связано переименование?

– Тут надо провести некоторое разграничение.

К 90-му году состав студии значительно обновился, хотя ядро оставалось прежним. По первоначальному замыслу Академия Зауми должна была как бы объединять тех, кто уже прошел студию и вышел на самостоятельный путь, а при ней существует студия «A3» – для начинающих. Это отчасти так и есть. Но мы всегда себя ощущали не сугубо тамбовским объединением, а частью российского и мирового художественного процесса, поэтому в результате A3 (без кавычек!) стала международной. Сейчас в нее входят поэты и исследователи искусства из многих российских и зарубежных городов независимо от их национальности и принадлежности к той или иной литературе. Тогда же мы учредили международную Отметину имени «отца русского футуризма» Д. Д. Бурлюка, который в конце прошлого века учился в Тамбовской гимназии и впоследствии «усыновил» выдающегося тамбовского собирателя Н. А. Никифорова.

– Да, я знаю, что эта Отметина является единственной авангардной премией в России, причем очень престижной. Кстати, кому она присуждена за 1995 год?

– Отметина представляет собой оригинальный диплом работы нашего друга – замечательного художника Алексея Медведева. По итогам 1995 года Отметины удостоены поэты Елена Кацюба и Татьяна Михайловская, писатель Вадим Степанов и исследовательницы авангарда Наталья Башмакова и Наталья Перцова.

– Щедро!

– А чего скупиться! Мы же занимаемся искусством, а не бизнесом или политикой, ни из каких источников не финансируемся. Лена Кацюба издает свои книги тиражом аж три экземпляра, один из них обязательно передает в A3. Таня Михайловская выпустила в прошлом году первую в России книгу моностихов, за свой счет. Стихи замечательные. Наталья Башмакова – автор ряда блестящих работ по русскому авангарду, ее книга о творческом мышлении Хлебникова, вышедшая около десяти лет назад в Хельсинки, до сих пор остается образцовой. Наталья Перцова, на мой взгляд, совершила подвиг – она составила уникальный «Словарь неологизмов Хлебникова», его удалось издать с помощью венского славистского альманаха. Вадим Степанов – один из интереснейших современных писателей. К сожалению, его книгу до сих пор не удается издать, но публикации, в частности, в альманахе «Черновик», привлекли к себе внимание всех, кто интересуется современным искусством.

– А как дела у остальных студийцев, и старейших, и начинающих?

– Все потихоньку пишут. В прошлом году появилось несколько публикаций Володи Малькова, Саши Федулова (в частности, вся литературная часть единственного номера газеты «Арт-мастер» была представлена только его веща ми). Более молодые печатаются в основном альманахе «Пигмалион» – приложении к нашей университетской газете, но есть и публикации других городах – Гена и Рома Минаевы напечатались в ярославском «Очарованном страннике». Гена в московском молодежном альманахе «Вавилон», Лена Пронина в рязанском журнале «Утро». Миша Титов – ныне тележурналист – выпустил прозу в «Рассказ-газете» – у Акулинина. Главное же, на мой взгляд, это то, что идет внутренняя работа, формирование собственных стилей.

– Остается спросить, как вы собираетесь отметить юбилей?

– Мы действительно готовим некий вечер под названием «Весеннее равноденствие муз». Надеемся, что он состоится 22 марта в Доме актера

В. Середа

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.